Две парадигмы. Несколько слов об этом сайте:

Ещё в детстве, когда мне сообщили, что все умрут, – в том числе и я, – я, кажется, немедленно пожалел, что родился. Думаю, мне было тогда года четыре.

Жить с этим знанием было нелегко, или даже, могу предположить, было невозможно, и я незаметно для себя лет на десять совершенно перестал думать о об этом ни коем образом неисправимом обстоятельстве жизни, как будто я об этом никогда и не знал ничего.

Но я пытался представить себе бесконечность. Это было всё-же не так страшно, как представлять свою смерть, – но что-то общее, одинаково непостижимое, манящее, сокровенное и … самое-самое важное, было и в том и другом,  без чего, как оказалось, вообще невозможно ничего понять.

Блез Паскаль писал: «Вселенная – это не имеющая границ сфера, центр её всюду, окружность – нигде. …Кто вдумается в это, тот содрогнётся и, представив себе, что материальная оболочка, в которую его заключила природа, удерживается на грани двух бездн – бездны бесконечности и бездны небытия, – исполнится трепета перед подобным чудом и, сдаётся мне, любознательность сменится изумлением, и самонадеянному исследованию он предпочтёт безмолвное созерцание.»

Уже учась в университете и по ночам читая эти толстые пачки фотографий страниц запрещённых или просто никогда не опубликованных в СССР книг – трактатов древних китайцев, индусов, японцев, христианских аскетов, монахов, европейских мистиков, средневековых философов, я заметил, что некоторые как-будто  писали лично ко мне. Также ночью, казалось мне,  писали они  через века, не надеясь стяжать ни признания, ни понимания среди своих современников.

И вот этой тайной ночной почтой, на тысячелетия  простирающейся через человеческие цивилизации, через великие империи и эпохи упадка, я начал получать тогда первые вести.

Так я добрался до святых отцов Церкви. И тогда впервые смутно почувствовал, что истина – совершенно  не то, на что я надеялся, или что я прежде предполагал о ней. Предчувствие состояло в том, что истина – не источник власти, не источник силы, превосходства или интеллектуального наслаждения, – но нечто иное, – …«дай пот и кровь, и получишь дух.» Я загрустил. Но что было делать? Что понял, то понял. Не можете же Вы, увидев, что нечто именно так, а не иначе, перед собою самим делать вид, что ничего нет, и ничего не случилось.

И вот я читаю, как Николай Кузанский ссылается на «Мистическое богословие» некоего Дионисия Ареопагита. Название книги выглядело крайне заманчиво.

Эти пять страниц текста поразили меня. Я читал не останавливаясь, не вникая и даже не понимая до конца, что там написано. Меня волновал, очаровывал сам текст божественного Дионисия, – так называл его Максим Исповедник. Я был поражён неожиданным величием, этой грозною и одновременно сокровенною бесконечностью – и мира и человека, о которых прежде никогда не догадывался. Это стало тогда подлинным откровением.

Но чудеса только начинались. Я вдруг начал понимать, что писал апостол Павел.

До того его послания казались мне какими-то посконными, тусклыми, примитивными – и по форме и по содержанию.

Когда я прочитал о том, что божественный Дионисий – блестящий греческий философ, знатный и богатейший гражданин Афин, член Ареопага, был лично рукоположен апостолом Павлом в епископы Афин, я вновь вернулся к Посланиям апостола. И был поражён больше прежнего. Ничего более совершенного, глубокого и сокровенного я не читал.

Так длительное время читая книги, возраст которых в большинстве своём превышал тысячу лет, однажды оторвавшись от книг, я оглянулся вокруг и удивился: или я сошёл с ума, или все сошли с ума.

Я возвратился к книгам, ещё раз посмотрел вокруг и окончательно удостоверился: да, это все сошли с ума.

За тысячу лет парадигма мировосприятия, ценности, образ жизни, даже языки, – всё изменилось настолько, что глядя на современный мир из первой парадигмы, ясно видишь: да, вне всякого сомнения – за это время  все сошли с ума.

Собственно, сайт об этом. Что есть человек, и что есть мироздание в представлениях первой парадигмы.

«Подобно тому, как нет ничего прекраснее познания истины, так и нет ничего постыднее одобрения лжи и постановления её на место первой.» писал Марк Туллий Цицерон.

Современные воззрения европейца, парадигма его мировосприятия – есть совершенная дикость, нелепость и самоубийственное безумие с точки зрения любого традиционного общества.

Смена парадигмы произошла не вдруг и не сама по себе. В течение целого тысячелетия ложь накладывалась на ложь. Слой за слоем. За слоем слой.

Иллюзия несомненной справедливости и подлинности этого мировоззрения обеспечивается непрестанным усложнением моделей и систем доказательств, введением бесконечного числа новых сложных понятий и симулякров, что неизбежно уводило от первоначального самостоятельного понимания к своеобразной прецедентной вере в предыдущие доказательства, к совершенно сакральной иррациональной вере в науку, в «образование», как таковые. И что особенно важно – вере в противовес вере Богу.

Так каждая последующая ложь находит своё оправдание и доказательство «истинности» в уже «доказанной» лжи предыдущего слоя, которая доказана на основании ещё более ранней лжи. Возникает особая прецедентная вера. И как наглядная демонстрация абсолютной истинности и правоты – «научные» и материальные достижения научно-технического прогресса.

Методы естественных и математических наук переносятся на гуманитарные науки, как бы по забывчивости, молчаливо предполагая, что и здесь сохраняется та же стройность, точность, истинность и преемственность доказательств.

Так непрестанное, тотальное разложение «великих культурных миров Запада» становится почти совершенно незаметным и даже удивительным, абсолютно необъяснимым. А бесконечные толщи лжи становятся самоочевидною истиной, напротив, – простые, ясные и неопровержимые истины древних могут казаться уже даже дикостью и мракобесием.

Потому так скучен сегодня и непонятен Апостол Павел, Василий Великий, Григорий Богослов или Иоанн Златоуст. Таким примитивным может казаться Евангелие. – Мы читаем их уже из второй парадигмы.

Мы не понимаем даже значениях многих слов, из которых составлены эти тексты. Ибо и смысл многих слов уже изменился на прямо противоположный. Например, слово «страсть». Сегодня «страстная любовь» – наивысшее, истинное и чистое проявление любви; прежде – нечто низкое и грязное, ибо прежде слово «страсть» означало одержимость грехом, низменными вожделениями, пороком, порабощение разума и воли человека.

В европейских языках слова  имели ярко выраженную нравственную, этическую окраску, потому и смысл слов и их этическая окраска планомерно и последовательно изменялись. Если этическая окраска слова была настолько яркой, что не поддавалась трансформации, вводили новое слово. Так вместо традиционного слова «похоть» или «блуд», появляется этически нейтральное слово «секс».

Чтобы читать сегодня написанное в первой парадигме, необходим перевод с русского на русский. Это не простой перевод. Недостаточно перевести смысл и окраску слов.  Необходимо перевести видение мира из первой парадигмы во вторую, надо простые и ясные истины традиционного человечества транслировать в новую парадигму современного упаднического мировосприятия.

В этом задача сайта.

Но есть ещё одна сложность.

Истины, простые и ясные,  изложенные в Священном Писании, настолько ужасают самоё существо падшего человека, настолько неприемлемы для его гордости, для его “здравого смысла”, что он “и видя не видит, и слыша не слышит, и читая не разумеет”.

Написанное ясно и прямо, человек сначала пытается истолковать это сложно и туманно, иносказательно или символически, особенного рода мистически, но так чтобы совместить Истину с притязаниями своего разума и волю Божию, изложенную в Писании ясно, с упрямым противлением своей воли воле Божией.

Здесь требуется время.

Библию читают всю жизнь. По-возможности каждый день. Особенно, Евангелие. В Библии изложено высочайшее знание, но так, что оно доступно каждому, желающему его воспринять, независимо от уровня его образования, его опыта и интеллектуальных способностей. По мере чтения человек внезапно понимает что-то в этом тексте. Потом ещё. Часто это то, что он давно желал знать, но не находил ответа. Он понимает. Тогда изменяется его сознание и соответсвенно поведение. Изменяется уровень иерархии его сознания и бытия. После чего ему становится доступным более высокое знание. И так далее. Библия неисчерпаема. Какого бы уровня человек не достиг, он будет познавать новое, самое для него необходимое, из одной и той же книги.

Если в поисках Истины человек обращается к Богу, то по мере очищения его от страстей, Бог даёт ему благодать; благодать производит в человеке любовь; любовь оправдывает всё. Без любви невозможно познание. Любовью всё рождено и всё сотворено.

«Красота – есть блеск истины» – писал Елифас Леви.

Ничего удивительнее, сокровеннее, прекраснее, совершеннее, невероятнее и во истину бесконечнее нигде и никогда  не было написано ни на одном из человеческих языков, этого просто никак не мог измыслить собственно человеческий разум:

«Да сбудется  речённое  через пророка Исаию,  который  говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу  дух  Мой  на  Него,  и  возвестит народам  суд; не воспрекословит,  не  возопиет,  и  никто  не услышит на    улицах    голоса     Его;    трости       надломленной не переломит,  и  льна  курящегося  не  угасит,  доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы.» Мт. Гл.12, 17-22.

Остаётся добавить, что в древнееврейском языке “суд” и “правда” – одно и то же слово.

Запись опубликована в рубрике О сайте. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Две парадигмы. Несколько слов об этом сайте:»

  1. Алексей говорит:

    Очень глубоко уходят мысли, так что разум сразу не готов принять информацию, ее нужно переварить и, наверно, еще ни один раз прочитать.

  2. АрхиПаня говорит:

    Парадигма жателей и парадигма делателей нив тучных. Мария и Марфа. Ничего не изменилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *