«Пиры устраиваются для удовольствия,
и вино веселит жизнь.»
Екл. 10, 19
Алкоголь подобен кредиту. При умеренном употреблении и тот и другой безусловно полезны. Вы берёте кредит и сразу получаете блага. Зарабатываете прибыль и расплачиваетесь по кредиту.
Таково и удовольствие от вина. Ибо действие вина подобно действию божественной благодати. Вино доступнее, чем кредит, и столь же безотказно, как благодать.
И в том и в другом случае важно соблюдать меру. Если Вы берёте слишком много кредитов, вы рискуете разориться. Вы вынуждены брать новые кредиты, чтобы расплатиться по старым. И вот уже кредиты не приносят Вам никаких благ; Вы работаете на кредиты, думаете о кредитах, живёте, чтобы расплачиваться по кредитам. Однажды Вы заглядываете в пропасть разорения и небытия, и это небытие представляется благом, ибо может навсегда избавить от нескончаемого ужаса бесконечных кредитов.
Алкоголизм – это та стадия кредитной задолженности, когда без кредитов Вы не можете существовать, не можете работать, не можете зарабатывать, чтобы платить по кредитам.
Вы уже не можете получать удовольствие без алкоголя. И катание на горных лыжах, и лежание на пляже, и путешествия, и творчество, и любимая работа, и чтение, и опера, даже отдых, простое лежание на диване, уже не приносят радости без венчающего всея и всё алкоголя.
Вечером должен быть праздник. Честно заработанный, венчающий все труды, огорчения и радости дня. Уже с утра все события дня освещаются лучами предстоящего ужина; тогда и катание на горных лыжах, и лежание на пляже, и работа, – всё приобретает осмысленность и своё подлинное значение, замечательные своим торжествующим, ликующим завершением.
Этот ужин – не простое поглощение пищи ради утоления голода или поддержания жизни. Это мистерия. Ритуал. Утончённый, загадочный, сам по себе целый мир, увлекательнейшее путешествие в небытие, совмещённое с изощрённым удовольствием от чревоугодия, и если Вы приятной компании – от сопереживания опьянения и весёлого дружеского празднословия.
Что плохого в бокале хорошего вина? Ничего. Одно только благо. И вкусно, и полезно, и по слову пророка царя Давида «вино веселит сердце человека.» Пс. 103. Но у алкоголика после первого бокала вина включается действие патологических физиологических изменений: чтобы сохранять хорошее самочувствие он вынужден всё время «по чуть-чуть добавлять».
Уже недостаточно радости от вина, удовольствия от еды, важно само опьянение. Ибо в опьянении человеку открывается предчувствие сладости небытия. Освобождение от бремени разума, от трудов и трудностей, от непрестанного сознания самого себя и своего бытия. («Всё, всё, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья.»)
Ибо в опьянении вином в какой-то момент к радости бытия примешивается тонкая сладость небытия. И чем больше пьёшь, тем меньше радости бытия и больше наслаждения небытием.
Физиологическую зависимость преодолеть не трудно, (хотя патологические изменения реакции организма на алкоголь необратимы). Трудно отказаться от первого бокала вина. (Ибо в этот момент мы не думаем о последнем.) От того удовольствия и радости жизни, от того праздника, который он нам обещает. Как награду за труды бытия. Как предчувствие освобождения и подсознательное предвосхищение небытия. Этот праздник невозможно забыть. Можно не пить, но невозможно никогда более не желать радости этого праздника.
На что нам и жизнь, если мы не можем выпить даже пары бокалов хорошего, просто превосходного, охлаждённого белого вина? Или кружку пива? Стопку водки? Что это за жизнь?
Опыт опьянения ставит под сомнение абсолютную ценность бытия. Все те радости, которые дарит нам бытие противопоставляются усилиям, трудам и страданиям, которые возможны и неизбежны в бытии. А нужен ли нам в самом деле этот «подневольный подвиг существования»? Вот в чём вопрос.
Иногда со временем к физиологической зависимости прибавляется демоническая одержимость. Сатана манит алкоголика радостью бытия, но затем подменяет её иллюзорной сладостью небытия. (Банкиры делают то-же самое.)
Ибо бытие требует усилий. Но не совершенное бытие истинно сущего, сотворённого Самим Богом, которое существует естественно и без усилий в силу самой своей природы, а бытие, пораженное небытием (грехом, пороком, злом, чрезмерностью, несовершенством).
Совершенное бытие и небытие – абсолютны и не требуют усилий ежедневного земного бытия. Небытие подкупает своей доступностью, кажущейся лёгкостью достижения. И только подлинная божественная благодать превосходит предполагаемую сладость небытия.
…
Истина заключается в том, что небытия не существует в реальности. Небытие – иллюзия, логическая возможность отрицание бытия, отсутствующая в реальной действительности. Если устремляешься к небытию всерьёз – наступает отравление и похмелье или преждевременная физическая смерть.
Важно, чтобы в сердце человеческом жажда Истины, жажда подлинной божественной благодати превозмогала пристрастие к иллюзорной сладости небытия.