Человек становится философом (или буддистом), если имеет разум, но не имеет любви.
Тогда он проповедует смерть, пустоту, растворение в целом или исчезновение в мгновении, «тайный чёрный путь», последний поворот или молнию конечного озарения, лишь бы, наконец, достойно завершить этот бессмысленный и невыносимый «подневольный подвиг существования». Ибо без любви – разум его в сетях “логики без корней”, логики в пустоте.
Если человек имеет любовь, он проповедует вечную жизнь. Умён он или не очень.
В «Смотрителе» всё держится на Юке. Любовь, как и женская красота, невыразима словами, она не подвластна логике или причинности. Но только любовь делает возможным познание. Только любовь просвещает, освящает и оправдывает всё.
Насколько изумительное, живое очарование Юки выше всего этого умного (или заумного) и безжизненного холода «сияющей истины»!
Истина в Юке, а не в пустоте. Этим надо было бы и закончить. Тогда после прочтения книги осталось бы чистое, живое и щемящее чувство прикосновения к подлинной тайне жизни, а не грустное воспоминание о недоступно восхитительной Юке, из подлинной женщины (содержащей в себе и истину, и тайну жизни – и в прямом, и во всех высших смыслах) вновь превращённой в иллюзию для мужчины.
А сделано всё с удивительным, непостижимым мастерством. Замечательная книга.