О свободе и страстях. Или о том, как наслаждаться бытием здесь и сейчас

Итак, мы сотворены, рождены, воспитаны и даже учились без нашей на то воли, без какого-либо согласия с нашей стороны.

И вот мы здесь, – в падшем мире под властью сатаны. В мире, полном страдания и скорби, предательства и смерти, болезней, зависти, насилия и лжи. У нас мало денег, недостаточно красоты, нет здоровья, на прилавках фальсифицированные продукты, повсюду ростовщики, дураки и дороги, кругом Россия, взятки, извечный холод и тирания бездарных властей. – Какая свобода?! Ну как тут можно наслаждаться бытием или чем-нибудь ещё?!

Но, – по порядку:

Бог, будучи преисполнен любви, сотворил мир, чтобы мы вместе с Ним и друг с другом наслаждались всей полнотой бытия в радости и взаимной любви. И Бог дал нам способности, силы и средства к этому наслаждению.

В чём заключается наслаждение бытием? Что такое подлинное, истинное наслаждение, а не искусственное, вынужденное или навязанное нам, даже Самим Богом?

Прежде всего, это наслаждение свободой. Вы должны быть свободны: наслаждаться бытием или нет, радоваться свободе и бытию или негодовать. Без свободы невозможно наслаждение, невозможно не только наслаждение бытием, но невозможно и самое бытие, как таковое. Ибо, «бытие есть бытие сознания, а сознание есть сознание бытия».

Само понятие сознания предполагает наличие субъекта сознания, его «я», а стало быть, и свободу его воли. Ибо любой акт сознания есть акт свободной воли. Никакое «я» невозможно без свободы воли.

«Я» возникает и существует только тогда, когда это «я» будучи субъектом сознания осознаёт себя в качестве объекта познания и познаёт, что он сам – есть субъект познания, обладающий свободой воли. Ибо без свободы воли невозможно познание Истины, – которое (познание Истины) и есть сущность сознания, а стало быть невозможно и существование самого сознания.

Свобода сознания, свобода творчества, свобода любить или отвергать – есть основополагающий источник наслаждения бытием. Я – существую! Я могу познавать, творить, любить и наслаждаться всем этим! Наслаждаться бытием! Наслаждаться вместе со всем, что существует, живёт, творит, любит и наслаждается вместе со мною! И с Богом! «И познаете истину, и истина сделает вас свободными.»  Ин. 8, 32.

Познание Истины приносит наслаждение. Творение блага, – суть воплощение Истины в бытие – есть источник наслаждения бытием. Любовь! Без любви невозможно познание, невозможно творчество, невозможно благо, невозможно воплощение Идеи Творения в реальное бытие. Только любовь дарует жизнь – высшее состояние бытия. (Которая (жизнь) есть свобода и способность изменяясь и развиваясь, активно взаимодействуя с миром, неизменно воспроизводить самое себя, неизменно оставаться самим собой).

Но свобода познания предполагает возможность заблуждения. Свободы воли предполагает возможность противопоставление индивидуальной воли воле Бога и воле всех.

Существование в едином Целом (мироздании) частей, изоморфных Целому (человек), обладающих свойствами богоподобия (разумом и свободной волей) делает бытие абсолютно подлинным, абсолютно реальным, ибо оно уже совершенно
недетерминировано, непредсказуемо, но зависит от свободной воли каждого такого существа во вселенной.

И сохранение изначального совершенства, изначальной гармонии Творения уже зависит от свободной воли всех существ мироздания. Достаточно одному существу противопоставить себя Целому, свою волю – воле Бога, и гармония разрушается. Совершается первое грехопадение.

Универсальный алгоритм грехопадения таков: некто, полагаясь на свой собственный разум, пытается разумом исследовать волю Бога, – и в этот момент он утрачивает веру, – он пытается судить Бога и Его волю с высоты некоей абстрактной истины, которой на самом деле не существует нигде никогда, которая есть только иллюзия тварного разума, ибо Бог непознаваем, а Истина – есть Его воля.

Подлинный разум, способный постигать Истину – есть вера, включающая в себя волю, чувство и ум.

Утратив веру, человек утрачивает разум, ибо больше не может созерцать божественную Истину непосредственно духом. Разум попадает в плен заблуждения, в плен пяти человеческих чувств и формальной логики, «логики в пустоте, логики без корней» (Г. К. Честертон). Мировая гармония разрушается. И такая возможность, очевидно, предусмотрена Идеей Творения, как и последующее спасение человечества и восстановления мировой гармонии, но уже на ином, более высоком уровне в результате свободного и осознанного волеизъявления каждого разумного существа в мироздании.

Движущая сила человека – страсти. Страсти вложены в природу человека Богом. Страсти проистекают из природы бытия, порождают в человеке устремления, понуждают к действию.

Вследствие грехопадения человека, кроме созидательных страстей, вложенных в природу человека Самим Богом, в человеке возникли искажения этих страстей, укрепились новые, греховные страсти, извращающие саму природу человека, вызванные его духовным ослеплением и эгоизмом. Силы души, связанные с вожделением, удовольствием и гневом вышли из подчинения разуму и, напротив, начали оказывать на разум извращающее воздействие, вводя его в заблуждение, склоняя ко греху (к противоестественному удовольствию или неправедному гневу) свободную волю человека.

Что такое страсть? Существует множество определений. Иоанн Дамаскин: «Страсть есть чувственное движение желательной способности вследствие воображения блага или зла

Преподобный Максим Исповедник: «Страстная часть души разделяется, как говорят, на то, что подчиняется разуму, и на то, что разуму не подчиняется… А удобопокорное разуму разделяется на два: вожделевательное и гневное … Удобопокорному разуму свойственно направляться разумом и подчиняться ему. Затем вожделевательное разделяют на удовольствие и печаль. Ибо вожделение, будучи удовлетворяемо, соделывает удовольствие, а не удовлетворяемо – печаль.»

Итак, страсти можем классифицировать следующим образом:

  • Созидательные, вложенные в природу человека Богом:

– стремление к Истине и к любви;
– стремление к гармонии и совершенству, к наслаждению бытием с Богом, с мирозданием и друг с другом;
– стремление к созиданию, к творчеству, к действию, горение духа;
«претерпевание обожения», способность принимать и переживать воздействие божественной благодати, которая очищает и освящает падшую природу человека, освобождает его от страстей, преисполняет радости и любви;
– способность претерпеть действие иных внешних, в том числе злых, разрушительных сил, сохраняя верность Христу, не отступая от Истины, от Бога, от любви.

  • Разрушительные. Угнездившиеся в душе человека против воли Бога в результате грехопадения человека. Это страсти противления, страсти склоняющего волю человека к действию вопреки и против воли Бога, в том числе:

– против или за счёт Целого;
– против или за счёт ближнего;
– против и за счёт себя, в том числе, противоестественные вожделения и удовольствия, уныние, гнев и печаль.

Следует особо выделить прегрешения против меры (меры страсти, меры действия, меры наслаждения):

– разрушение чрезмерностью, когда благо переходит в свою противоположность;
– лень, теплохладность, равнодушие.

И против Истины:

– утрата веры, невежество;
– лож, злонамеренный обман.

Страсти могут быть весьма сложносоставными. Вот, прелюбодеяние. Это клятвопреступление соединённое с обманом, предательством, вероломством, совращением и блудом. (Чингисхан считал вероломство самым тяжким грехом, при нём вероломство каралось только смертью.) Клятвопреступление – есть преступление против Бога, против мироздания, пред людьми, против Истины, против собственного «я», ибо любая клятва даётся от имени человеческого «я» и гарантируется самим его существованием, его разумом и свободной волей.

Весьма сложная страсть – страсть сребролюбия. Она означает, что человек более надеется на деньги, чем на Бога, чем на себя самого, на свои знания и силы. И одновременно это есть стремление к порабощению ближнего, желание присваивать себе труд других людей, (ибо деньги – есть право на чужой труд), соединённое со сластолюбием и стремлением к роскоши, к удовольствиям, со стремлением к наслаждению роскошью напоказ, наслаждению собственным превосходством и, наконец, к особенному наслаждению – наслаждению завистью окружающих, ибо зависть унижает завидующего вдвойне.

«Бегай зла богомерзкого ростовщичества, за которым следует страшное преступление заповеди Божией и правды Его. Ибо Христос Господь, как написано, пришел разрешить души убогих, связанных неправедными лихвами; ростовщик же, беснуясь неистовством златолюбия, опять связывает их процентными оковами.» Преп. Максим Грек.

Неудовлетворённая страсть приводит к печали, гневу, неудовольствию, нервному напряжению, к мучению и страданиям. Удовлетворение страсти вызывает радость, удовольствие и наслаждение жизнью, наслаждение бытием.

Созидательные страсти ведут к чистому наслаждению и производят благо; разрушительные – к страданию – непосредственно сразу, или через краткое наслаждение, но всегда порождают зло. Это зло – есть причина страдания. Ибо зло – есть противление воле Бога, которое нарушает божественную гармонию мироздания и неизбежно приводит к страданию – себя, ближних, или дальних.

Сама суть зла – есть страдание, зло не проявляется, не преодолевается и не поглощается иначе, чем через страдание. Поэтому страдания невинных никогда не бывают бесплодны или бесполезны, а мученики – святы.

Созидательные страсти приводят к бесстрастию. «По преподобному Максиму, само пребывание святых в состоянии обожения уже более не сопровождается какой-либо активной деятельностью страстного начала души. Страстные силы души сначала подводят человека к состоянию святости и лишь затем как бы «замолкают» в нем, целиком уступая место излившейся на спасаемого Божественной силе. …И человек имеет в себе уже «одного только Бога действующим.»» Пётр Малков.

Человеку дана свобода выбора и свобода действия (или бездействия). Николай Бердяев писал: «Человеку даны две свободы: свобода выбора и свобода в Боге». Вот именно эта свобода в Боге и приводит человека к подлинному и совершенному наслаждению бытием.

Во власти человека – наслаждаться бытием или страдать. Быть счастливым или несчастным. Дарить радость или причинять страдание, творить добро или зло. Во власти человека быть со-творцом, сотрудничать с Богом, или противиться Ему. В этом залог подлинности бытия и абсолютной непредопределённости мироздания. Залог подлинности наслаждения бытием.

Но существует и определённое ограничение свободы для всех существ во вселенной – законы природы. Бог по Своей воле создал мир и законы природы.

Воля Бога имеет два аспекта: личный – личная воля Бога (промысел Бога о нас, о Творении в целом) и безличный – неумолимо действующие законы природы.

Законы природы есть законы божественного разума, синархически нисходящие по иерархии бытия.

(Принцип синархии – есть соединение принципов иерархии и аналогии. Бесконечное содержание единицы, единицы, как единство во множественности (всё сущее) логически (по законам математики) раскрывается от высших первопринципов на высших уровнях бытия (этики) до законов физики нашего мира согласно принципу синархии. Каждый высший принцип воплощаясь на каждом более низком уровне бытия распадается на сумму более простых законов природы, в своей совокупности раскрывающих содержание этого высшего принципа на более низком уровне бытия. Так, например, законы отражения действуют и на уровне этики, и в эстетике, и в психологии, и в оптике и на уровне механики, но везде – по-своему, от высших принципов более сложного содержания к более простым. Или, – закон притяжения есть, очевидно, проявление принципа единства Творения на физическом уровне, но при приближении материальных тел друг к другу, силы отталкивания начинают преобладать над силой притяжения, предупреждая слияние, взаимное проникновение или растворение объектов друг в друге, воплощая принцип существования индивидуальности (части), и в целом отражая принцип сочетания и совместного существования Целого и его частей.)

Законы природы нерушимы, их невозможно изменить, преодолеть или умолить, – это та «твердь небесная», на котором держится мироздание.

Но возможно умолить Бога. И тогда, если Вы соглашаетесь следовать воле Его о себе, подчиняетесь промыслу Его, – возможно всё! Даже преодоление привычных нам естественных законов природы (за счёт действия более высших законов природы на более высоких уровнях иерархии бытия).

Вне промысла Божия – Вы во власти случайностей; в промысле – случайностей не бывает, промысел Бога ведёт Вас наиболее удобным для Вас путём к радости, к Истине, к свободе, к Царствию Небесному, которое внутри Вас, чтобы и Вы, преисполнившись благодати и любви, могли  во всей полноте наслаждаться бытием с Богом и друг с другом.

Итак, исходя из простых логических, даже математических соображений делаем очевидное, впрочем, заключение: единственная причина страданий, конфликтов, неудовольствия, недовольства, уныния, гнева или раздражения является несоответствие реального мира, внешних условий существования человека его внутреннему устроению: его желаниям, его страстям, его способностям, физиологическим потребностям, его представлению о справедливости и должном.

Ясно, что достичь гармонии возможно изменяя как внешние условия (мир), так и внутреннее устроение человека.

Тем не менее, мы пытаемся изменять только внешние условия, только внешний мир. И чтобы изменять его по своей воле успешнее, эффективнее и сильнее, мы развиваем свои физические и умственные способности, приобретаем навыки, учимся, увлекаемся искусством – всё, чтобы изменить мир. А наше сердце – наши желания, предпочтения, представления о справедливости, о должном мы считаем абсолютной и неизменной реальностью.

Но проблема в том, что людей и вообще разумных существ во вселенной – много. Очень много. И представления каждого о должном могут противоречить друг другу,  желания могут быть прямо противоположны и даже взаимоисключающи, – и всё это вместе и порознь противоречит Идее Творения и противится воле Бога.

Человек имеет весьма ограниченную власть над внешним миром, но почти безграничную внутри – над собственным сердцем. Вы свободны только тогда, когда Вы контролируете свой разум, своё сердце, свои мысли, чувства, желания и страсти.

Но сердце, как правило, напротив, не подчиняется разуму и воле человека, но тонко и почти незаметно манипулирует его разумом и его волей. И разум уже не способен постигать истину, он обманывается сам и обманывает Вас, он обслуживает и оправдывает «похоти сердца», – желания и страсти, укоренившиеся в нём, (в психологической науке индивидуальный набор таких страстей и пороков называется личностью, которую принято выражать – в искусстве, в одежде, в отношениях с ближними и т.п.), Ваш разум по-существу становится безумным, и Ваше «я» утрачивает свободу. Попадая в рабство – в рабство заблуждений, привычек и страстей.

Чтобы быть свободным, следует научиться контролировать своё сознание. Подчините Ваше мышление Вашей воле. Не допускайте хаоса в голове, когда не весть откуда взявшиеся и неведомо чьи мысли приходят и уходят, сменяя друг друга помимо вашей воли, вызывают в Вас неуверенность, бесчисленные опасения, зависть, недовольство и страх, причиняют бессмысленные и бесплодные страдания, отвлекая от дела, от Истины, от радости, от совершенствования, от наслаждения бытием.

Живите осознанно, наслаждайтесь дарованной Вам свободой. Вы должны подчинить себе свой разум, Ваш разум должен подчинить себе Ваше сердце. «Учитесь властвовать собой.» А.С. Пушкин.

Вот несколько простых практических советов по наслаждению бытием:

1. Живите в мироздании. И только затем в России, в Италии, в Москве или Екатеринбурге. Живите с Богом. Посмотрите: над Вами небеса, населённые ангелами, внизу ад, где обитают падшие ангелы – бесы. Вспомните о родителях, о дедах и прадедах, подумайте о Ваших детях, о внуках, о правнуках, посмотрите как ветвятся и соединяются роды – и в прошлом, и в будущем. Посмотрите: повсюду, вокруг Вас и с Вами живут растения и животные. Вы связаны со всем. Мироздание преисполнено бесконечными мирами. Каждая элементарная частица нашего мира есть закончившая свою эволюцию разумная вселенная микромира. (В. Шмаков.) Наша эволюционирующая вселенная – элементарная частица одной из будущих вселенных макромира. Ты – соучастник и со-творец всего этого поразительного, грандиозного синтеза, всей этой грозной изумительной красоты. И ты – разумен, ты – свободен. Пред тобою – всё мироздание. Твори!

И вот тогда, если Вы так посмотрите на мир и на себя, Ваши проблемы обретут свой истинный масштаб. Вы увидите, что действительно важно, а что пустяки, морок, иллюзии, наваждение.

2. Живите здесь и сейчас. Не прошлым, которого уже нет. Ни будущим, которого ещё нет. И то и другое может стать источником глупых, бесплодных и беспричинных страданий. Что вы ощущаете здесь и сейчас?  У Вас нет денег чтобы снять яхту в Средиземном море? У Вас нет квартиры в Молочном переулке? Нет даже… Вы обездолены? Вы страдаете? “Только человек способен быть несчастнее своего тела.” В. Пелевин.

Вы хотите переехать в Сочи, в Лос Анджелес, в Барселону? Но Вы переедете с теми же мыслями, с теми же страстями, с той же душой в том же самом теле. И что измениться? Ничего. Хотите, – переезжайте. Но не забывайте наслаждаться бытием здесь и сейчас.

Нет никакой пользы в том, чтобы думать и думать, чего ещё у Вас нет, или что Вы находитесь не там, где хотелось. Стоит обратить внимание на то, что Вам дано здесь и сейчас. И зачем. Чего ждёт от Вас Бог. – Разве этого не достаточно для радости, для благодарности, для проявления ответной любви к Богу и к своим ближним, которых даровал Вам Господь?!

3. Не думайте бесполезные мысли. Не теряйте время, наслаждайтесь бытием! Не думайте вредные мысли. Самые вредные мысли связаны с само-жалением.  Самое вредное чувство – зависть. Они ложны. Они бесплодны. Они вызывают страдание здесь и сейчас. Страдание без причины. Страдание от помрачения сознания. А время идёт.

Мучительны мысли о всемирной несправедливости. Они тоже ложны. И столь же бесплодны. Творение совершенно. Божественная справедливость повсюду уравновешивается божественным милосердием. Не думай за Бога, «себе внимай». Если ты чем-то недоволен, ты чего-то не понимаешь. Ибо свобода выше совершенства.

Все что имеешь здесь и сейчас, дано тебе Богом. Чего не имеешь, – тебе не дано Богом. Ты не Бог. Ты никогда не сможешь иметь все. Но ты – существуешь! Ты – часть мироздания.  Бесконечная часть бесконечного мироздания. Спеши наслаждаться существованием!

4. Имейте ввиду совет Мишеля Монтеня. Он писал: «Когда меня просят взять в свои руки какое-либо дело, я его беру, но – в руки, а не в печень и не в сердце». Впрочем, иное дело требует и работы сердцем. Но эта работа не должна превращаться в страсть, укореняться в Вашем сердце, доставлять беспокойство или причинять страдания. В Вас уже вложены Богом созидательные страсти, используйте их. Не следует отождествлять себя со своей работой, должностью или профессией. Со своими деньгами, успехами и поражениями. (Один знаменитый американский миллиардер заявил: «Всё, чего я достиг, я обязан тому, что и к поражениям, и к успехам относился одинаково равнодушно».)

5. Контролируйте страсти. Держитесь созидательных, отвращайтесь разрушительных.

6. Помните, общение с ближними – это большая и самая важная часть Вашей жизни. Это важнейшая составляющая Вашего бытия, всего Вашего творчества в мироздании! Ваши ближние – Ваше сокровище. Именно они приносят Вам или наивысшее наслаждение или наибольшие страдания и горечь. Важнее только Ваши отношения с Богом.

7. Не забывайте о цели: достигнуть гармонии с мирозданием, восстановить отношения с Богом, достигнуть бесстрастия и совершенства, преисполниться любви.

***

Конечно, этих советов не достаточно чтобы искоренить в себе страсти и тут же начать свободно и беспрепятственно наслаждаться бытием. Но следование им, возможно, поможет лучше понять, что означают слова Иисуса Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть.» Лк. 18, 21. И что это – возможно! Что подавляющая доля наших страданий – наш каприз, они субъективны, не имеют никакого отношения к объективной реальности. Мы мучаем себя сами, вместо того, чтобы наслаждаться существованием! В наших силах одним только усилием воли и ума стать бесконечно счастливее и добрее.

2000 лет назад Иисус Христос, Господь основал на земле Свою церковь. Эта церковь, воинствующая на земле и торжествующая на небесах, открыта для каждого, кто здесь на земле избирает для себя этот путь радости, путь любви, путь к подлинному и свободному наслаждению бытием, путь в Царствие Небесное, которое внутри нас; для нас – её Истина, её таинства, её опыт, её заступничество и молитвы.

«Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.»  Ап. Павел, 1 Фес. 5, 15-24.

Запись опубликована в рубрике Неопределено. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *