Прописные истины. Часть 6

  • 21. Сотворение мира и человека.  «Творит же Он мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом.» Преподобный Иоанн Дамаскин.

Сотворение мира есть, одновременно, и сотворение человека. 

День один

«В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.»

Когда Бог сотворил небо и землю? Когда Бог творил небо и землю, времени не существовало. Бог творил небо и землю в вечности.

«И сотворил Бог небо и землю.» 

Здесь небо – как нечто подобное Себе, и земля, – как нечто противоположное Себе, – как нечто совершенно противоположное Своей божественной природе. Возникают две первые идеальные противоположности – небо и земля. Возникает вертикаль духа, принцип архитектуры иерархии мироздания – от неба к земле.

Здесь небо – ещё как принцип, – небо, которое есть будущее царство Духа, Твердь Небесная – царство первопринципов – высших законов мироздания, область творческой воли, область причин. Земля – как принцип – которая есть место окончательного воплощения в реальность творческой воли Духа, область конечных следствий, область материи.

«Земля же была безвидна и пуста.» Земля ещё не проявлена, не реализована, она существует ещё только как принцип, но уже явлены бесконечные потенции воплощения Идеи Творения на земле.

«И тьма над бездною.» Бездна – не проявленная ещё бездна, ничем не ограниченная бесконечность возможностей воплощения в реальность Идеи Творения Бога и воли сотворённых позднее разумных существ, одарённых свободной волей. Одновременно тьма – есть ничем не ограниченная свобода воли разумных существ, в том числе – абсолютная свобода воли противления Богу. Здесь тьма – тьма возможностей, неизвестность, неизведанность, непредсказуемость. Одновременно тьма – разум твари, не просвещённый божественным Светом.

«И Дух Божий носился над водою.» Если земля – иерархический принцип – это то, что внизу, область конечных следствий, область воплощения творческой воли в материальную реальность, то вода – есть принцип наличия содержания творения, субстанции мироздания, наполняющую всю иерархии бытия и сознания, пластическая среда, сущность материи, принцип вещества, наполняющего землю, первичная протоматерия,  жизненная среда. Святой Дух носился над водою, –  в более точном переводе – взлиэлеивал воду – среду будущей жизни, – подобно тому как птица носится над своими птенцами, освящал и оживотворял её Своею благодатью.

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.» ЭтотСвет – есть свет Иисуса Христа, «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна». Это Свет Бога Слова, Который есть Всемирный Логос – «Логос логосов», – писал преподобный Максим Исповедник. «Я Свет миру.» Ин. 9, 5.

Этот Свет есть божественный Свет Истины и любви, жизни и благодати, милосердия и справедливости.

Святой Дух всё сущее (сотворенное Богом) содержит, питает, просвещает, освящает, даёт благодать и энергию жизни. 

«И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.» Тьма – то, что не Свет. Тьма – разум твари, сущность и существо тварного. Свет может быть воспринят тьмою – разумом твари –  только верой. 

Человек включает в себя и небо, и землю, и воду. Но не Свет.

«И отделил Бог свет от тьмы.» Бог отделяет Свет от тьмы. Это означает, что Бог дарует твари, имеющей разум, свободную волю. Свободу выбора – следовать Истине – воле Бога Живого или противиться Ей. Ибо любовь невозможна без свободы

Бог ожидает от человека любви. Ибо только в любви возможна осмысленность и полнота бытия.

Совершенной любовью  достигается в триединстве Божества совершенное единство. Всеединство Творения достигается любовью сотворённых Богом существ, имеющих разум и свободную волю. Святой преподобный Максим Исповедник утверждает: цель творения – благобытие (блаженство) в совершенном соединении творения и Бога. А эрос (наивысшая стадия любви Бога к человеку и человека к Богу) является его совершенствующей силой. Суть божественной эволюции, – по слову преподобного Максима Исповедника, – обожение человека по благодати и через человека всего Творения в целом. Бог Своею благодатью присоединяет к Себе, к Своей божественной природе человека и Творение; это присоединение и обожение возможно только через Эрос – на основе совершенной взаимной любви Бога и человека.

Так появляется тьма тьмы. Тьма – как тьма неверия, тьма сознательного противления Свету и Его благодати. Тьма, как свободный выбор свободной воли твари, противящейся Истине – воле Бога Живого. Как выбор собственной выгоды и проистекающие отсюда разделения, зависть, конкуренция, пищевые цепи – сущность и квинтэссенция воли противления,- взаимная ненависть – вопреки Истине, любви, гармонии и единению всего сущего любовью с Богом и между собою. 

«И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.» День один, а не день первый. Потому что этот день – есть универсальный цикл жизни, универсальный цикл познания и эволюции мироздания. Его проявления чрезвычайно многообразны, он составляет собою сущность всех без исключения процессов в мироздании – и планеты, и галактики вращаются по эллипсоидным траекториям, меняются времена года, цивилизации возникают, развиваются и угасают, любая энергия – есть энергия волны.

День – время непосредственного восприятия духом, разумом и сердцем твари божественного Света Истины, благодати и энергии жизни. Ночь – время усвоения разумом твари божественной Истины и преобразование Её в понятия, доступные разуму твари, в том числе – в понятия вербального разума. Это время преобразования божественной энергии жизни в жизненную энергию живого тварного существа. Это время, когда благодать производит в сердце человека любовь. 

День – это время сеяния семени Слова Божия,  ночь – время всходов божественного семени в разуме и сердце человека. «Ни хлебом единым жив человек, но всяким словом Божиим.» Мы видим в самом тексте Библии подобную закономерность: сначала говорится: «И сказал Бог…» – день, и затем « и стало так» – ночь.

 «И был вечер, и было утро.» Бог сопрягает день с ночью, Свет с тьмой. Ибо цель творения – благобытие (блаженство) в совершенном соединении Творения и Бога. В обожении по благодати природы твари. Христос ещё до сотворения мира и человека добровольно согласился сойти во тьму и взойти на крест, чтобы присоединить тьму к Свету. Присоединить тех, кто «изберёт жизнь, чтобы жить». Кто изберёт Свет, а не тьму, кто предпочтёт Истину выгоде, Царствие Небесное царству земному. 

Одновременно Бог сопрягает причины и следствия.

  • 22. Сотворение мира и человека. День второй 

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]

И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.»

В день один небо и земля были сотворены как принцип иерархии творения. Во второй день Бог творит собственно иерархию небес – иерархию тверди. Бог созидает иерархию мироздания, иерархию миров, иерархию бытия и сознания, иерархию эволюции, иерархию восхождения твари к Богу, иерархию обожения. Воду – субстанцию мироздания, жизненную среду, разумное пластическое начало мироздания Бог разделяет иерархией небес, созидая таким образом иерархию миров, иерархию бытия и сознания, иерархию планов бытия.

Небо – есть царство первопринципов – высших законов мироздания. Для каждого уровня иерархии бытия и сознания, для каждого уровня иерархии миров, восходящих к абсолюту Бог творит собственное небо, собственную твердь, собственное царство первопринципов, связанных между собою законом синархии, который есть сочетание законов иерархии и аналогии.

Каждый первопринцип высшего неба раскрывает своё содержание в сумме первопринципов нижнего неба. И так от высшего неба до самого низшего. Таким образом реализуются одновременно и закон иерархии, и закон аналогии. Принцип аналогии легко показать на примере, скажем, воплощения в иерархии мироздания закона отражения. Мы наблюдаем его на всех доступных нам уровнях иерархии мироздания: и в психике, и в оптике, и в электродинамике, и в механике. Это один и тот же высший первопринцип, на каждом уровне иерархии бытия и сознания раскрывающий своё содержание по-своему, соответсвенно иерархии.

Каждый высший превопринцип раскрывается суммой «законов природы» на каждом низшем уровне иерархии мироздания. Потому нам здесь, в нашем материальном мире кажется, что миром управляет бесчисленное количество «законов природы», но все они – есть следствие раскрытия в иерархии бытия и сознания содержания всего нескольких высших первопринципов или даже одного самого высшего первопринципа; все они – законы природы нашего мира – могут быть возведены путём  синтеза и эволюции сознания к совершенному единству Абсолюта.

Твердь – означает нерушимость, неизменность и неумолимость воли Бога, выраженной в иерархии «законов природы».

Сколько небес в иерархии мироздания? Можно предположить, что девять. Апостол Павел, как известно, был восхищён до третьего неба. 

Человек включает в себя всю иерархию мироздания.

  • 23. Сотворение мира и человека. День третий

«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день третий.»

Начиная с третьего дня творения Бог творит во всей иерархии мироздания, во всей иерархии небес и миров – с высшего неба (мира) божественный творческий импульс воплощается по иерархии небес и миров до самого нижнего неба (мира), до самого низшего уровня бытия и сознания мироздания.

Третий день творения – день сотворения, проявления, кристаллизации разума твари и царства идей. На материальном уровне формируется суша и растительный мир.

«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.»

Евгений Авдеенко отмечает: Бог повелел собраться воде в одно место, но вода собралась «в свои места». «И увидел Бог, что это хорошо.» Это означает что вода – субстанция мироздания, разумная пластическая среда – имеет свою собственную творческую волю. Это не совершенно инертная материя, не безвольно и механически подчинённая причинам – активной творческой воле духа – субстанция воплощения следствий. 

«И да явится суша.» Стихия воды – стихия сердца, стихия женского начала, средоточие жизни. Море подвижно, зыбко, переменчиво, может быть то грозным, то ласковым, подобно стихиям сердца – эмоциям, желаниям, страстям. Сердце – средоточие жизни, эмоций и желаний, средоточие человеческой индивидуальности и веры. Сердце имеет свой собственный ум, способный непосредственно, не вербально, верой созерцать божественный Свет, воспринимать Истину, энергию жизни и благодать, которая производит в человеке любовь. 

Бог повелевает явиться суше. Это новое содержание земли, новая стихия, противоположная стихии воды. Суша в определённом смысле – тоже твердь. В совершенном состоянии – кристалл. Суша – есть стихия вербального разума, способного волей к познанию постигать законы тверди и высшие первопринципы – Истину – волю Бога Живого – и в аспекте «законов природы», и в аспекте божественного Промысла. Разум – активное мужское начало. 

Небо – стихия духа. Дух – средоточие созерцающего богоподобного человеческого «я» и свободы воли. Все три стихии входят в состав человека – и сердце, и разум, и дух; на видимом плане – вода, суша, и воздух.

«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.» Суша (земля) даёт всходы и плод только тогда, когда она орошается водой. Точно также разум даёт плод, когда он орошается любовью и сердечной верой. Плод земли – растительное царство. Плод разума – царство идей.

Растительный мир – есть видимый символ царства идей. Идеи порождают плоды и семя для новых идей «по роду своему». 

Разум – есть та почва, куда сеется слово Божие. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.» Мф. 4, 4. Но чтобы разум не был бесплодной пустыней, он должен быть орошаем любовью и верою.

Идеи и слово Божие – есть универсальная пища для разума человека; семя травы – зерно и плоды деревьев – есть универсальная пища для человеческого тела. 

Заметим, растительное царство и царство идей были сотворены до того, как были созданы солнце, луна и звёзды, до того как был сотворён ангельский мир, ибо ангелы – разумны, имеют веру и свободу воли, и даже до того, как проявилось время вечности.

Логика Писания абсолютна и безупречна: Бог на третий день творения создаёт разум, как стихию, и пищу – и для разума, и для тела, а затем – начиная с четвёртого дня – творит существа, наделённые разумом и свободой воли.

  • 24. Сотворение мира и человека. День четвёртый

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день четвёртый.»

Четвёртый день творения – день сотворения ангельского мира, который проявляется на земле, как сотворение внешнего космоса. Возникает время – ещё до грехопадения человека – это совершенно другое время, непостижимое для нас время в вечности. 

Евгений Авдеенко писал, что внешний космос есть есть видимый символ невидимого мира ангелов. Бесчисленное количество звёзд и бесконечность космоса есть отражение величия и бескрайности ангельского мира. 

Духовная энергия ангела никак не меньше физической энергии звезды. Видимые звёзды видимого космоса есть символы и материальное воплощение энергии невидимых ангелов высшего, невидимого ангельского мира.

Из текста Писания следует, что сотворённый ангельский мир и два светила выполняют три основные функции: освещает землю, порождают и контролируют время, большое и малое светила управляют землёй.

«Да будут светила на тверди небесной для освещения земли…» 

Ангел – это разумный пламенеющий дух. Вестник. Ангел несёт человеку божественную весть – Истину, волю Бога Живого. Истина преобразуется, снисходя по ангельской иерархии от высшых ангелов к низшим так, чтобы Она – Истина стала доступна для восприятия человеком. При этом Истина нисколько не утрачивает своей истинности, преобразуясь от уровня у уровню в небесной иерархии, но на каждом уровне ангельской иерархии представление Истины совершенно соответсвует каждому конкретному уровню бытия и сознания в иерархии мироздания.

Вот что пишет об ангелах и ангельской иерархии святой Дионисий Ареопагит в своей знаменитой  работе «О небесной иерархии»:

«Итак, цель Иерархии – уподобление по мере возможности Богу и соединение с Ним, Его имея наставником во всяком священном художестве и действии, неуклонно взирая на Его божественнейшее благолепие и становясь, насколько хватает сил, Его оттиском  и делая участниками своих хороводов божественными подобиями, прозрачнейшими незагрязнёнными зеркалами, приемлющими луч  Светоначалия и Богоначалия, священно наполняемыми даруемым светом и затем обильно в других им воссиявающими, по законам Богоначалия. 

…Потому тот, кто говорит о Иерархии, являет некий полностью священный порядок, образ красоты Богоначалия, священно осуществляющий иерархическими чинами и знаниями таинства своего осияния и уподобляющийся, в меру доступного, своему Началу. Ибо для каждого, кому выпал жребий принадлежать к иерархии, совершенство состоит в том, чтобы, в меру своих возможностей, быть возводимым к богоподражанию и, что божественнее всего, стать, как говорят Речения, «соработником у Бога» (1 Кор. 3:9) и выказать в себе, по возможности проявляя, божественную энергию. Так что, поскольку порядок в иерархии – чтобы одни очищали, а другие очищались, одни просвещались, а другие просвещали, одни совершенствовались, а другие совершенствовали, богоподражание каждого зависит от соблюдения этого порядка.»

«Всего богословие назвало выявляющими именами девять разрядов небесных существ. Божественный наш священносовершитель разделяет их на три троичных устроения. И первое, говорит он, пребывает всегда около Бога, близко к Нему и прежде других, непосредственно, согласно преданию, соединяется с Ним. Ибо святейшие Престолы и многоокие и многокрылые чины, именуемыми на еврейском языке херувимами и серафимами, помещаются в превышающей всех близости, непосредственно около Бога, – как передаёт, говорит он, изьявление священных Речений. Этот вот троичный порядок наш славный наставник называл единой равночинной и воистину первой иерархией, богообразней которой и более близкой к первичным осияниям Богоначалия нет. Вторую, говорит он, составляют власти, господства и силы, а третью, состоящее из последних чинов среди небесных иерархий – устроение ангелов, архангелов и начал

Итак, Господь составил небесную иерархию из «трёх троичных устроений». 

В толкованиях на этот текст святого Дионисия Ареопагита преподобный Максим Исповедник указывает следующий порядок иерархии небесных чинов:

Первое устроение: Святейшие Престолы – своей совершенной духовной простотою более всех подобны Божеству и наиболее приближенные к Богу, Херувимы – что в переводе с еврейского языка означает обилие познания и излияние мудрости и Серафимы – что означает огненный, горящий, пламенеющий. Второе устроение: Господства, Силы и Власти. И третье устроение: Начала, Архангелы и Ангелы. Ангелы наиболее близки к человеку.

Чтобы передать некоторое представление о природе ангелов, приведём ещё одну цитату из той же работы божественного Дионисия Ареопагита, как его называют преподобный Максим Исповедник и преподобный Иоанн Дамаскин:

«Так, вечное движение около божественного и непрестанность, жар, быстроту и кипучесть этого постоянного, неослабного и вечного движения; способность уподоблять себе, возвышая и поощряя, низших, как бы приводя их в состояние кипения и воспламеняя до подобного жара; очищать подобно молнии и всепожигающему огню; особый, обладающий неприкрытостью и неугасимостью всегда одинаково световидный и просвещающий образ, способный изгнать и истребить всякое тёмное порождение мрака, – всё это выявляя обнаруживает наименование Серафимов. Имя же Херумивов – их разумность и боговидность, способность воспринимать высочайшее светодаяние и созерцать в первозданной силе благолепие Богоначалия, преисполнятся умудряющего преподания и обильно приобщать вторичных к излитию дарованной премудрости. А высочайших и превознесённых Престолов – беспримесную изьятость по отношению ко всякой до ног сниженности и устремлённость надмирно к верху; немятежное пребывание за всяким пределом; никакими силами незыблемую прочную утверждённость около подлинно Наивысшего; приятие в полном бесстрастии и невещественности посещения Богоначалия и богоносность, и преданную открытость для божественных пиров.»

Итак сущность ангельской иерархии, иерархии Света – очищать, просвещать и совершенствовать низших, чтобы  возводить их к высочайшему богоподражанию: «Да будут светила на тверди небесной для освещения земли…» 

«Да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;» 

Сущность времени заключается в последовательности воплощения воли Бога в иерархии Творения.  «Творит же Он мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом.» Преподобный Иоанн Дамаскин. Порядок мышления и действий Бога определяет последовательность воплощения воли Бога во времени мироздания. 

По мере сотворения мира эта последовательность воплощения воли Бога реализуется через иерархическую систему причинно-следственных связей в иерархии бытия и сознания мироздания. К воле Бога присоединяется воля разумных существ, обладающих свободой воли. Ибо единственный источник причин (в системе причинно-следственных связей) помимо воли Бога есть воля разумных существ, наделённых свободой воли. Первые такие существа – ангелы были сотворены Богом в четвёртый день творения. Собственно, иерархия тверди – воля Бога, выраженная в иерархии законов природы – есть не что иное, как система или архитектура реализации причинно-следственных связей в иерархии бытия и сознания мироздания.

Модель: Предположим, физическая природа времени заключается в дискретности причинно-следственных связей, воплощающихся по иерархии бытия и сознания сверху вниз. Между причиной и следствием – непроходимая пропасть. Нет такого мгновения, когда бы причина переходила в следствие – когда одновременно в процессе реализации причинно-следственных связей существует и причина и его следствие. Пропасть между причиной и следствием – и во времени, и в природе причин и следствий – их природа всегда различны. Между причиной и следствием абсолютный дискретный разрыв – и во времени, и в пространстве, и в природе, и в иерархии бытия и сознания. Вот этот цикл дискретного перехода от причины к следствию по вертикали  в иерархии бытия и сознания и составляет неделимый квант времени.

Одновременно на каждом уровне иерархии мироздания – на горизонтали – время определятся длительностью циклов дня один во всём безграничном многообразии его проявлений.

Время на каждом уровне иерархии бытия и сознания течёт с различной скоростью. Это объясняется синархической природой воплощения в иерархии мироздания содержания высших первопринципов в «законах природы». Каждый высший принцип, реализующий определённый цикл дня один раскрывается на более низшем уровне иерархии суммой низших принципов или «законов природы», реализующих этот же цикл дня один на более низком уровне иерархии мироздания.  Таким образом, количество квантов воплощения причинно-следственных связей, реализующий один и тот же цикл дня один на низшем уровне во столько раз больше, какова сумма низших принципов или законов, раскрывающих содержание высшего первопринципа. Но цикл – один на всех уровнях иерархии бытия и сознания. Таким образом за время воплощения цикла во всей иерархии, на каждом более низшем уровне иерархии необходимо воплощение в разы большего количества квантов причинно-следственных связей, чем на высшем за одно и то же время – время цикла дня один. Отсюда на каждом более низшем уровне иерархии мироздания время течёт в разы быстрее, чем на высшем.

Такие же циклы дня один воплощаются на всех уровнях ангельской иерархии. Высший ангел воспринимает божественный Свет – (день), затем усваивает полученное Откровение и преобразует Его так, чтобы это Откровение было доступно ангелу на низшем уровне без какой-либо потери Его истинности – (ночь). Низший ангел воспринимает Свет от высшего ангела  и преобразует Его аналогичным образом для более низшего.Так Свет через ангельскую иерархию открывается людям – подвижникам, пророкам и святым. Через ангелов-хранителей Истина открывается каждому крещённому человеку по вере его, кто сколько может вместить. На материальном уровне видимого космоса ангельские циклы дня один проявляются, как движение звёзд по эллиптическим орбитам.

У ангелов нет плоти, потому однажды упав, ангел не может покаяться и восстать. Он делает выбор однажды, и этот выбор абсолютен и неизменен, – и созерцая Бога, падший ангел вечно противится Ему. Не имея плоти, ангел не имеет в своём составе области следствий. И потому в отличие от человека он не может себя изменить. Ео воля не имеет места, где бы она могла воплотится в себе самом. Потому воля ангелов – и ангелов Света, и ангелов тьмы, – воплощается только в человеке.  Только человек в сотворчестве с Богом может творить самого себя сам, превращая свою жизнь в произведение искусства.

«И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.»

«Два светила великие» – солнце и луна. Луна освещает землю ночью отражённым светом солнца. Подобно тому, как разум твари, освещенный божественным Светом днём цикла день один, способен светить другим отражённым Светом божественной Истины ночью цикла день один.

Солнце – есть символ Света первого дня творения, Света божественной Истины и любви, жизни и благодати, милосердия и справедливости; луна – символ разума и сердца твари. Разум, – способный светить отражённым Светом божественной Истины, и сердце, – способное принимать в себя, воспроизводить и отражать божественный Свет любви.

В толковании святых отцов Церкви «два светила великие» – это также любовь и вербальный разум, благодать и закон, Новый и Ветхий заветы, даже – Бог и дьявол. Ибо дьявол жив только благодатью Духа Святого, он светит лживо отражённым и искажённым светом во тьме неверия, сам вечно пребывая во тьме, зависти и зле, но неизменно мнящий, что этот свет – его собственный свет, открытой его разумом некой абстрактной и абсолютной истины.

  • 25. Сотворение мира. День пятый

«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]

И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

И был вечер, и было утро: день пятый.»

Пятый день творения – день сотворения животных стихии воды и стихии неба. Стихия воды – видимый символ стихии сердца. Вода и сердце- средоточие жизни. В глубине вод сокрыты от взгляда человеческого рыбы -животные воды подобно тому, как в глубине человеческого сердца сокрыты его тайные помыслы, его желания и эмоции. Человек часто не отдаёт себе отчёта в том, что творится в его сердце, что таится в его сокровенной глубине.« Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека;» « Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.»

Животные неба – птицы подобны озарениям, движениям человеческого духа, – они столь же быстры, внезапны, чисты и совершенно свободны. Дух Святой сошёл на Иисуса Христа в виде голубя.

  • 26. Сотворение мира. День шестой

«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу;

а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.»

День шестой – день сотворения животных суши и человека. 

Стихия суши – есть символ воплощения в материальном мире стихии разума. Совершенная суша – кристалл. Совершенное знание также подобно кристаллу, –  где всё связано со всем в строгом порядке его кристаллической иерархии –  кристаллу, сверкающему всеми своими гранями, преломляющими и отражающими Свет божественной Истины. 

Животные суши более сложны, высокоорганизованы, наиболее близки и понятны человеку. Животные суши есть в некотором смысле воплощение и отражение в нашем видимом мире движений человеческого разума.

Животные фундаментально отличаются от человека тем, что не имеют богоподобного человеческого«я» и, соответсвенно, лишены свободы воли. Потому они бессловесны. Они не способны выделить себя, свое «я» из мира, наблюдать свой разум своим духом и разделить целое – мир – на части, –  и создать язык. Животные совершенно «детерминированы», их поведение предопределено – всецело определяется внешними условиями, их инстинктами и собственным опытом.

«И сказал Бог: сотворим человека…» – Предвечный совет пресвятой Троицы. Бог, будучи всеведущим, знал, что человек, сотворённый по образу Божьему, имеющий собственное «я» и свободу воли падёт во тьму противления, увлекая за собой сотворённый Им мир. На предвечном совете, говорят святые отцы, Бог Сын, Бог Слово, «Свет от Света», Логос логосов – «им же вся быша» – Иисус Христос вызвался, когда придёт время, сойти во тьму неверия и противления и спасти павшего человека.

«По образу Нашему…» Образ Божий в человеке – это его дух, его богоподобное «я» и ничем не ограниченная свобода воли. И в силу этого, образ Божий в человеке – есть его бытие и приснобытие (св. Максим Исповедник) – т.е. вечное бытие, однажды начавшись, его бытие никогда не закончится.

Человек объединяет в себе все иерархии бытия и сознания в мироздании – от мира животных до мира ангелов. Эта полнота есть тоже в некоторой степени отражение образа Божия в человеке. Ибо Бог сотворил всё, и всё содержит, и всё животворит. 

Бог воплотился в человека, – такова высота человеческой природы, – чтобы через человека по благодати присоединить к Себе всё Творение.

Подобно ангелам человек имеет дух, подобно животным – плоть. Животное имеет в себе всё, что имеет человек, кроме духа и свободы воли, ангел имеет всё, что имеет человек, кроме плоти.

«И по подобию Нашему.» Подобие или не подобие человека Богу – есть дело свободной воли человека. Покориться Его благодати и войти в Церковь Его, или противится Ему и оказаться «во тьме внешней» и, вольно или невольно, – в церкви сатаны.  Человек свободен – или бесконечно уподобляться Богу, восходя по иерархии бытия и сознания к Нему, или же бесконечно удаляться от Бога, становясь во всём противоположным Ему, – нисходя в «бездну беззакония» «тьмы внешней».

Святой преподобный Максим Исповедник писал, – восхождение к Богу и, тем самым уподобление Ему, осуществляется посредством «этих двух», дарованных человеку Богом: ведения (знания) и благочестия (добродетели). Постигая Истину, человек приводит в соответствие с ней свою добродетель, – совершенствуя сознание, человек совершенствует своё бытие, после чего для него открывается возможность постижения более высоких тайн божественной Истины, которое есть постижение добродетели – воли Бога Живого, –  так человек восходит к Богу по пути божественной эволюции. Шаг за шагом. Ступень за ступенью. 

Движущей силой божественной эволюции уподобления человека Богу является любовь. Любовь к Истине, к благу, к Богу. 

Ибо, цель творения – благобытие (блаженство) в совершенном по благодати соединении человека и Бога. (И через человека – всего мироздания.) А эрос – наивысшая стадия любви человека к Богу и Бога к человеку – является объединяющей и совершенствующей это единение силой. 

Но чтобы любить, надо быть свободным. Потому Бог дарует человеку богоподобную свободную волю.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.»

Человек – это семья. Семья подобна человеку. Мужчина в семье являет собою стихию разума – мужское начало, женщина – стихию сердца, женское начало. И мужчина и женщина обладают разумом и свободой воли, ибо и мужчина и женщина обладают духом и тем самым – своей подлинной индивидуальностью. Единство семьи как единого  и совершенного человека достигается эросом – совершенной любовью к Богу и любовью в Боге друг к другу.

Что есть дух? «Дух чистый Бога созерцает и от него приемлет ведение таин.» Святитель Феофан Затворник. «Бог есть дух, и притом наичистейший и наипростейший.» Эразм Роттердамский.  «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.» Апостол Иоанн Богослов.

Дух – наичистейший и наипростейший, но содержит в себе всё сущее. Ибо любое множество может быт возведено к целому, – к единице. И напротив, единственная и единая, ничем не ограниченная единица содержит в себе бесконечно бесконечное содержание, которое имеет бесконечные возможности воплощения в иерархии реальности, в иерархии бытия и сознания мироздания. 

Таков дух Бога, и дух человеческий подобен ему. Ибо подобное постигается подобным, но если и не постигается, поскольку божественная природа совершенно непостижима для человека, то созерцается и «приемлет ведение тайн.» Дух человеческий не сотворён:  «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» Это не дух Божий, но дух человеческий, но тем не менее он также непостижим. Ибо дух предельно прост, безвиден и несоставен. Человеческий дух наделён богоподобным человеческим «я», разумом и свободой воли.

Дух человеческий – есть созерцающий разум. Это индивидуальность, – совершенная, абсолютная, самовластная индивидуальность, она универсальна и равно тождественна для каждого человека. Ибо каждый человек равно сотворён по образу Божию. Проявляет себя эта индивидуальность в реальности через последовательность актов выбора свободной воли человека – через историю реализации его свободной воли. Эта история выбора запечатлеется в разуме и в сердце человеческом, даже в его плоти. Вероятность полного совпадения таких историй выбора для двух или более человек практически равна нулю. Потому каждый человек абсолютно индивидуален и неповторим. 

Разум – есть активная, познающая, творческая воля. Его предназначение – постижение Истины. Его призвание –  «хранить и возделывать сад». Творить себя (и всего человека) и внешний мир в сотворчестве с Богом. Творить культуру.

Наш ум требует познания истины. Это его глад и жажда – такое же требование природы, как требование пищи и пития телом.” Святой святитель Филарет, митрополит Московский. 

Но разум, имеющий слово, но не имеющий веры  – хищный зверь. Иоанн Златоуст называет его мысленным волком. «Да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду». Неверием и сомнением, поисками доказательств и опровержений может растерзать душу человека в клочья. Или сделается «подкаблучником» –  жалким льстивым и безвольным лакеем лукавого, похотливого человеческого сердца. 

Сердце. Если дух не имеет в себе никаких индивидуальных свойств личности, ничем не окрашен, абсолютно прост, не составен, не имеет частей, неделим, и абсолютно совершенен, но имеет разум и свободу воли, то сердце – есть та личность человека, которая определяется историей проявления его разума и свободы воли духа. Сердце всецело определяет  его истинную индивидуальность. Сердце – средоточие жизни. 

Жизнь – есть торжествующее проявление принципа индивидуальности в мироздании. Ни одно сердце не тождественно другому.

«Если нет веры в сердце, то нет её совсем. Ибо чего нет в сердце, того и на деле нет. Итак, ревнуя о спасении, всё внимание должно обращать на устроение сердца, или на впечатление в нём истинно христианских чувств и расположений…» Святитель Феофан Затворник.

Сердце – средоточие жизни, эмоций, желаний. Средоточие любви. В сердце запечатляется  и отпечатывается результат всех действий, усилий и устремлений человека, всей его жизни. «В чём застану, в том и судить буду.» Это про сердце. Каким будет человеческое сердце в момент смерти, таков и суд Божий. Что не отпечаталось в сердце, того как бы не было и нет.

Сердце может быть мудрым, или глупым.  Верным или лукавым. Добрым или злым. Чистым или грязным. Долг, честь и доблесть – свойства сердца. Сердце может быть отважным или робким и трусливым.

Сердце имеет в себе особенный ум, способный созерцать божественную Истину и воспринимать любовь, а также различать, воспринимать волю разума. Но если разум не контролируется духом, тогда сердце манипулирует разумом, и человек утрачивает свободу воли, – наступает «обморок свободы», – только в состоянии обморока свободы  возможно грехопадение, – писал Пьер Керкьегор, в этот момент дух человека отвлекается от созерцания божественного Света Истины и любви, человек не осознаёт своё богоподобное «я».

Господь «сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» Дух в равной степени дарован и мужчине, и женщине. 

Разум – стихия мужского начала. Сердце – стихия женского начала. Дух – превыше всякого разделения.

Почему Бог разделил человека на мужчину и женщину? – Человек, имея свободу воли, должен научиться любить. Чтобы человек мог истинно возлюбить Бога. 

В триединстве человека – в семье, которая есть  домашняя церковь, – человек тоже несёт в себе образ Божий. Ибо подобно тому, как  совершенное единство Пресвятой Троицы достигается совершенной любовью, так и совершенство семьи достигается подлинной любовью к Богу и взаимной любовью в Боге друг к другу.

Человек должен научиться творить. Чтобы стать «соработником», сотворцом Богу. Универсальный закон творчества – есть закон любви, закон совместного творчества мужского и женского начала, творческого согласия разума и сердца. В согласии с духом и Богом.

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.» 

«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею,» Творить себя, родить и воспитать детей – наивысшее творчество, доступное человеку – это есть подлинно богоподобное творчество. 

«И наполняйте землю, и обладайте ею.» Обладать землёю, – земля есть область следствий, – означает: человеку вверена земля, его воля будет воплощаться на земле. От небес до земли во всей иерархии небес. Он творец и со-творец мира с Богом, – это означает «наполняйте землю» – человек призван творить культуру, преобразуя мир.

«И владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.»   

Человек должен реализовать свою власть прежде всего над движениями собственной души. Достичь согласия духа, разума и сердца. (До грехопадения все животные были совершенно покорны человеку, и сами находились в гармонии друг с другом. После грехопадения всё смешалось – и в человеческой душе, и в мире животных – появилась борьба, насилие и смерть, возникли «пищевые цепи».)

Божественный Свет доступен и духу, и разуму и сердцу человека. Молитва – есть молитва и духа, и разума, и сердца. Совершённая любовь – любовь духа, разума и сердца. И верит человек – и духом, и разумом, и сердцем. Вера одним только разумом, если нет её в сердце, не сделалась ещё достоянием человека, – не стала свойством его индивидуальности, не вошла в его сокровенную сущность. «И да будет воля Твоя и на земле, как на небе,» – здесь под «землёй» можно понимать сердце человеческое. 

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу

В мироздании, как в кристалле,  всё связано со всем, и всё содержится ДухомСвятым. Человек сотворён не автономным – ни от Бога,  ни от мироздания. Бог дал человеку два источника жизни: источник для духа, разума и сердца и источник жизни для плоти. 

Источник для духа, разума и сердца – божественный Свет Истины и любви, жизни и благодати, милосердия и справедливости, Слово Божие – пища для разума. Источник для плоти – «трава, сеющая семя и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя.» 

После потопа Бог отдал человеку в пищу животных. «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею];

да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;

все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё.» Быт. 9, 1-3. Возможно потому, что самим существованием своим отныне все животные земли обязаны труду Ноя. «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные» – иной власти над животными не осталось у человека.

  • 27. Сотворение мира. День седьмой

«Так совершены небо и земля и все воинство их.

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.»

День седьмой продолжается тысячелетия – это время от сотворения мира до второго пришествия Иисуса Христа, – в день седьмой укладывается вся земная история человечества от сотворения мира. После второго пришествия Иисуса Христа будет сотворена «новая земля и новое небо».

Бог «благословил день седьмой и освятил его». Бог благословил и освятил всю историю человечества на этой земле.

В день седьмой Бог «почил от всех дел Своих, которые делал». В день седьмой – от его начала и до сих пор – воля Бога проявляется на земле в двух аспектах: в «законах природы», которые он сотворил в шесть дней творения, и в Его Промысле.

«Небо» – иерархия небес – есть царство первопринципов и раскрывающая их содержание в иерархии мироздания иерархия «законов природы» – они совершенны. Непоколебимы, неумолимы, безличны, равно для всех справедливы и неотвратимы. Они совершенны, ибо в них совершенно выражена воля Бога, Который в день седьмой «почил от всех дел Своих».

Бог «почил от всех дел Своих» – означает, что Бог завершил сотворение мира. Далее мир управляется «законами природы» и Божьим промыслом.

Бог не устранился совершенно от мира, как это утверждают многие магические учения, но содержит мир Духом Своим Святым и Промыслом Своим возводит человека (и всё Творение) к обожению по пути божественной эволюции.

«Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати.» Алексей Хомяков. Для тех, кто покоряются благодати, и безличные «законы природы» служат только ко благу. Ибо и «законы природы», и Промысел Бога – есть одна и та же святая воля Его. А где хочет, Бог «побеждает естества чин».

Те же, кто не покоряются благодати, – для них есть только безличные «законы природы»,  которые неумолимы, непоколебимы, равно для всех справедливы и неотвратимы.

«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.» Лк. 13, 1-5.

Здесь – случай. Неотвратимое действие неумолимых «законов природы». 

Под Промыслом Бога случайностей не бывает.

Бог – это Истина, Которая никому не навязывается, «трости надломленной не переломит, льна курящегося не угасит».  Как войти в Промысел Божий? Согласием. Это акт свободной воли человека. Однажды надо решиться: Господи, управь путями моими по воле Твоей святой! Не моя воля, но Твоя да будет. Добровольно принимаю, Господи, крест мой по слову Твоему: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». По пути божественной эволюции. 

Запись опубликована в рубрике Государство, История человечества, Общество, Семья, Человек. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.