Прописные истины. Часть 7

28. Семья

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» 

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.

И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились

«И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.» 

В чём не нашлось помощника человеку, подобного ему? – В обучении любви. В созидании культуры. В хранении и возделывании райского сада, как написано: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.»

Эрос – есть наивысшая стадия любви человека к Богу, Бога к человеку. Такая наивысшая любовь оказывается невозможна между человеком и животными.

«И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым;» – нарекая имя, Адам прежде постигает саму сущность называемого животного; одновременно нарекание имени есть символ установления сакральной власти человека над животными.

Бог отделяет от Адама его ребро и создаёт из ребра его жену ему. Человек, как и всё мироздание, делится на мужское и женское начало.

Адам нарекает женщину женой. Здесь также – и постижение её сущности, и установление сакральной власти над ней. (Невеста означает – ещё не познанная.) 

Всё мироздание разделено Богом на мужское и женское начала. Внешнее и внутреннее сокровенное, активное и пассивное, активная творческая воля и разумная пластическая среда.

«Бытие есть бытие сознания, а сознание есть сознание бытия.» Здесь воля к бытию – мужское начало, осознание бытия – женское начало. Воля к жизни – мужское начало, стихия жизни – женское начало. Любовь – мужское начало, премудрость – женское начало.Мужское начало – стихия разума, женское начало – стихия сердца. Сердце – средоточие жизни.

Красота женщины в премудрости её сердца. Красота мужчины в его поступках, в силе его любви. Сила женщины – нежность и верность сердца, любящего и жаждущего любви. Сила мужчины  – разум, жаждущий постижения Истины и постигающий премудрость и красоту женщины, – сокровенную красоту тайны жизни. Ибо «красота – есть блеск Истины», писал Елифас Леви. В браке, пишет Владимир Шмаков, мужчина – есть любовь, облачённая в премудрость, женщина – премудрость, облачённая в любовь. Здесь также – без любви невозможно познание. 

Сердце – средоточие желаний человека, разум, напротив, – не содержит в себе никаких желаний, никаких эмоций. Женщина говорит «что», мужчина отвечает «как». Женщина желает, мужчина творит, преобразуя для женщины внешний мир. Мужчина творит культуру, женщина придаёт ей смысл. Женщина сокровенной премудростью жизни и интуиции своего сердца должна орошать разум мужчины, как влага орошает почву, чтобы разум мужчины не остался бесплоден.

Семья – есть воплощение гармонии иерархического всеединства человека. Христианская семья – домашняя церковь. Муж – священник, жена – дьякон, дети – прихожане. Бог поместил семью в рай, а рай – в землю  Эдем. Так Бог окружил семью двойной защитой. Семья – в Церкви, которая хранит Истину и отличает добро от зла,  Церковь должна быть защищена государством, предназначение которого – защищать добро от зла, Истину от лжи. 

Разумом мужчины и нежностью женщины держится семья. Нежность – особенная женская энергия, которая даётся женщине один раз – при рождении. Если энергия нежности женщины растрачена до замужества (в процессе «пожить для себя»), полноценная семья невозможна. «Если женщина потеряет стыд, то не спасётся никакая плоть.» – говорили святые отцы. «Если женщина утратит дарованную Господом сдержанность, целомудрие и скромность, то ни одна живая душа не спасется.»  Святой преподобный  Иоанн Лествичник.

Если дух мужчины спит, его разум не контролируется его духом, – мужчина не имеет ещё свободы воли. Если мужчина не имеет веры, если его дух не покорился благодати и Истине, а значит – не имеет ещё ни силы воли, ни благодати, не имеет любови, – тогда подлинная семья, семья, как домашняя церковь, – невозможна.

Целомудрие – ныне совершенно забытое, загадочное и непонятное слово. А между тем слово «целомудрие» происходит от слов «цельность» и «мудрость». Целомудрие – система ценностей, мышления и поведения, происходящие из мудрости, доступной уже совершенному человеку, когда дух, разум и сердце человека предстоят перед Богом и воспринимают Его Свет Истины и любви, жизни и благодати, справедливости и милосердия, когда человеческий дух просвещает разум, разум воспитывает сердце и содержит в чистоте тело. Когда человек осознаёт себя в иерархии вечности, где всё связано со всем,  когда он понимает цену своим мыслям, желаниям и поступкам. Целомудрие и благородство – две аксиологические (ценностные) категории, составляющие в православии понятие чести.

Всё, что не соответсвует целомудрию и представлениям о чести вызывает в человеке чувство стыда. «Стыд – ощущение несоответствия самому себе.» Василий Щипков. Этот стыд ощутили Адам и Ева сразу после грехопадения, когда осознали, что их падшая природа уже не соответсвует её истинному первозданному состоянию. 

После грехопадения эрос опустился до уровня инстинктов. Тело сделалось источником соблазна.  Заповедь «плодитесь и размножайтесь» становится принуждением. Этот стыд из-за несоответствия своей падшей природы высочайшей божественной природе эроса заставило Адама и Еву прикрыть свою наготу листьями смоковницы. (Растительное царство – есть видимый символ царства идей.)

Утрата стыда – есть утрата памяти о грехопадении и о падшей природе человека, исключающая всякую возможность покаяния и спасения.

Таинство венчания, которое одновременно есть клятва верности – в вечности перед Богом и людьми, – освящают брак и вновь делают «ложе непорочно», как обещание будущей святости и спасения в богочеловечестве. Семья становится истинно домашней церковью, где плод любви – дети приходят в этот мир чтобы в Церкви обрести залог спасения в вечности.

Избирая жену, мужчина избирает себе сердце, избирая мужа, женщина избирает себе разум.

29. Грехопадение

«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.»

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.»

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.» 

Сущность грехопадения – измена. Грехопадение – это всегда предпочтение выгоды Истине.

Причина вот этой необычайной подвижности, неустойчивости человеческой души – есть относительная автономность сердца человека от его разума. Эмоции, желания, предпочтения меняются неожиданно и внезапно как бы без воли человека.

Состояние сердца – средоточие и результат  всей истории выбора свободной воли человека в течение всей его жизни. Неискушённое ещё сердце – открыто всем ветрам, любым движениям души, подвластно инстинктам, требованиям тела, любым внешним влияниям и воздействиям. Сердце жаждет любви, но равнодушно к Истине – кажется, что может быть истиннее, реальнее ощущений и устремлений сердца, – зачем ещё какая-то Истина?! Легко обмануться.

Адам и Ева были совершенны, но не искушены. Важная деталь: Господь даёт Адаму заповедь, затем творит ему жену из его ребра, после чего происходит грехопадение.

Грехопадение, – писал Пьер Керкьегор, – возможно только в состоянии «обморока свободы». Это состояние, когда сердце человека изменяет его разуму, разум – духу, дух – Богу. Тогда разум идёт на поводу у сердца. Но свобода воли человека сосредоточена в его духе, а не в сердце или в разуме, – в его богоподобном человеческом «я». Керкьегор называет это состояние «обмороком свободы», потому что в этот момент человек утрачивает своё подлинное «я», свой разум и свободу воли. В обмороке свободы дух, разум и сердце человека отвергают божественный Свет Истины и любви, разум становится тьмой, сердце наполняется страстью; одновременно переворачивается перспектива мировосприятия: в центре мира оказывается человек, его сердце с его страстями и похотью. Бог, Который до того был в центре мира, оказывается на периферии, почти исчезает, ибо в «прямой» перспективе всё что дальше, то видится меньшим, но Бог так далёк от нас, что в прямой перспективе становится почти несуществующим, всё мироздание заслоняет собой человеческое «я», но не духовное «я», а сердечное. 

Истина исчезает, выгода, страсти и похоти человека становятся для него всемединственной объективной реальностью. Разум становится безумным, ибо сущность разума – постижение Истины; жизнь – есть познание Бога, и более ничего. 

Вне служения Истине разум становится рабом выгоды, подкаблучником сердца. Химеры, иллюзии, морок – становятся уделом падшего разума, он мнит, что существует некая абсолютная абстрактная истина с высоты которой он может судить волю Самого Бога. Но воля Бога – единственная Истина, – никакой абстрактной истины, якобы онтологически свойственной самой природе разума твари, не существует. «Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его?» 1 Кор. 2, 16. Падший разум непрестанно порождает иерархии несуществующих, ложных сущностей, пытается присвоить себе Божественный Свет, но этот свет тут же становится тьмой, любовь – ненавистью, жизнь без благодати превращается в нежить, справедливость без милосердия – в худшую несправедливость, право – в единственное право – право сильного.

Грехопадение человека в раю началось с измены жены. Она поверила не мужу, не Богу, но другому

Она доверилась разуму другого. И будучи женщиной, – по самой своей природе воплощённым женским пассивным разумным пластическим началом, – она приняла в себя волю змея, его творческую идею – его семя; это семя дала всходы в сердце жены, – идеей сатаны она оплодотворяет разум Адама. Адам, будучи любовью, слушает свою жену – своё сердце, а не Бога, и становится не «любовью, облачённою в премудрость», но любовью, облачённой в ложь.

Если женщина верит не мужу, а маме, папе, подружкам, друзьям, Алену Делону, Льву Толстому,  Карлу Марксу, Зигмунду Фрейду, Александру Блоку, Альберту Эйнштейну, инстаграмму или психологу – это измена, разрушающая семью. 

Если женщина спорит со своим собственным мужем – это подлинно безумие; это всегда результат бесчисленных ментальных измен. Физическая измена есть результат ментальной и сердечной измен. Это всегда – грехопадение. Семя чужой идеи в сердце женщины подобно чужому семени в её утробе. 

Адам и Ева пали до рождения детей. Сатана спешит, – если он не соблазнит человека до рождения детей, человечество разделится сразу после грехопадения первой семьи, – часть человечества останется верными Богу, как это случилось в мире ангелов. 

«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.»

Бог помещает Адама в мир прекрасных, добродетельных, благочестивых идей – в рай. 

«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи», – эти идеи есть подлинно источник жизни – божественная пища для человеческого разума и духа.

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.»

Древо познания добра и зла, – пишут святые отцы, – заграждало проход человеку к древу жизни посреди рая. Чтобы достичь подлинного бессмертия – состояния совершенного обожения по благодати, – человек должен был восходить по пути божественной эволюции через «ведение и благочестие» (преп. Максим Исповедник) под руководством Самого Бога. И Бог даёт Адаму единственную заповедь – не вкушать без Его на то воли от древа познания добра и зла.

Что такое древо познания добра и зла? Во-первых, это древо познания. Любое подлинное знание, о котором пишут святые отцы, – есть познание иерархии добродетелей, которая есть Истина – воля Бога Живого. Знание это (ведение) даётся по мере усвоения человеком благочестия, – воплощения  добродетелей в своей жизни, – изменение сознания неразрывно от изменения бытия. В этом заключается суть божественной эволюции человека. Знание безопасно для человека по мере преодоления искушений в процессе воплощения благочестия. Слишком высокое знание в иерархии постижения Истины, не обеспеченное уровнем бытия, уровнем воплощённого благочестия, совершенно недоступно для человека. Такие попытки познания заканчиваются  тем, что не будучи способным понять Истину на слишком высокой для него иерархии знания, человек падает, впадая во тьму заблуждения, лжи, иллюзии, морока.

Преступление заповеди Бога – само по себе есть зло. 

Преступление заповеди Бога, чтобы обрести знание, власть и силу и стать «как боги» – есть зло, природа которого – гордость и неверие Богу. (Это высшее знание недоступно ещё человеку в силу его неискушённости и неготовности правильно его воспринять.)

Сущность зла: противление Истине – воле Бога Живого, противление Его благодати. Познание зла – осуществление зла на деле. Познание добра и зла – есть осуществление свободы воли, дарованной человеку Богом, в преступление заповеди Бога, против воли Его – Истины, в противлении Его благодати. В момент первого проявления свободной воли противления Истине и благодати – воле Бога и заповеди Его в мироздании рождается зло. 

«И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.»

«Откроются глаза ваши». – Увидите и познаете зло и противоположность злу – добро. Будете не как Бог – источник Истины и любви, жизни и благодати, Который есть только добро, но как боги, знающие добро и зло.

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

Дьявол предлагает жене преступить заповедь Бога и тут же лжёт, клевещет на Бога, будто бы Бог обманывает человека, чтобы обманом сохранять над человеком Свою власть. Одновременно змей клевещет и на Адама – может быть это не Бог, а Адам, вольно или по собственному неразумию, обманывает её? Поскольку божественную заповедь жена получает не от Бога, а от Адама. В этом случае жена могла желать сделаться не только «как боги», но и стать умнее мужа. (Свт. Филарет Московский.) Так сердце человеческое, искушаемое соблазном, в начинающемся обмороке свободы как бы разуверяется в разумности разума.

Сатана соблазняет её знанием, силой, властью и независимостью от Бога. Здесь всё: и преступление заповеди, и измена, и гордость, и зависть, и стяжание, и сластолюбие, и чревоугодие, и даже нарушение поста – «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно».

Змей действует весьма изощрённо. Соблазняя, он действует не в лоб, но тонко провоцирует жену: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» Он начинает с заведомо ошибочного предположения, и жена простодушно поправляет его, не ощущая подвоха. Но при этом жена вступает в диалог с дьяволом.  Открывает ему своё сердце. В это сердце он вкладывает мысль: Бог лжёт. Станете как боги. В сердце жены рождается вожделение запретного плода. Она ест сама и соблазняет Адама.

Фазы грехопадения:

  • Помысел гордости, вожделение тщеславия – быть как боги; не разум, но сердце вожделеет тщеславия, жаждет «стать как боги», обрести силу и власть – над мирозданием и над собственной природой, получить совершенную свободу и независимость от Бога – заповедная мечта каменщиков Вавилона: «сделаем себе имя». Измена разуму сердца.
  • Помысел сомнения. А не обманывает ли меня Бог?! Утрата веры. Свет божественной Истины уже не воспринимается человеком как Истина. Разум погружается во тьму. Разум изменяет духу. Дух – Богу. Наступает «обморок свободы».
  • Иллюзорная автономность, независимость от Бога – плод духовной смерти. Разум аппелирует к несуществующей, иллюзорной,  как бы абсолютной истине, с высоты которой пытается судить Бога и Его волю.  Изменяется отношение к Богу – это уже не любовь, не эрос, но отношения субъект – объект. Бог становится не Субъектом, не Абсолютом, но объектом исследования для разума-тьмы. В человеке и в мироздании, к воле Бога примешивается воля сатаны. 
  • Мироздание проваливается в «бездну» на несколько уровней бытия и сознания вниз. Возникает наш падший инертный материальный мир, где добро смешано со злом. Мир, полный страдания, насилия и беззакония, мир, где торжествует смерть. Где основной закон существования живого – любимое изобретение сатаны – закон силы: надо убивать, чтобы жить – возникают пищевые цепи. 

Эрос опускается на уровень инстинктов, тело делается источником соблазна. Воля сатаны частично воплощается на земле.

«И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.»

 Адам и жена его испытывают стыд.  Эрос, обращённый к праху, к плоти, к земле – низводится до инстинктов, до животного принуждения к размножению свободного и разумного существа. Адам и жена его ясно ощущают своё падшее состояние, видят свое тело, заключённое в плоть, воспринимают мир по-преимуществу уже через свои 5 чувств. Они ясно ощущают действие в себе инстинктов, они испытывают стыд, ощущая несоответствие себя самих своему истинному состоянию до грехопадения. Они прикрывают свой стыд листьями смоквы.  Смоква – растение, символ мира идей. Можно предположить, что тем самым, они находят себе некоторое оправдание.

«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?

Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.»

«И услышали голос Господа Бога». Голос Бога – голос совести. «И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.» Деревья рая – царство идей. Перед этим они уже сделали себе опоясание из листьев смоквы. Адам и жена его продолжают составлять себе различные оправдания, быть может нечто вроде будущего диалектического материализма или магизма.

«Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.» 

Как только Адам согрешил, «мгновенно отступило от него сияние Солнца Солнцев, и Адам стал тьмою». Преподобный Нил Мироточивый. Адам стал тьмою – разум его сделался разумом-тьмой. Ибо в обмороке свободы он отверг Свет «Солнца Солнцев». Одновременно отступает от Адама божественная благодать, и он оказывается наг. Ибо благодатью Адам жил, в благодать облекался, имел в себе любовь и полноту жизни. Созерцая всю полноту смыслов, имел оправдание и себя, и своего бытия. И вот он вдруг лишается и смыслов, и благодати, преступив единственную заповедь Бога и Творца своего, Единственного Источника благодати и Истины. Бессмысленность, беспомощность и тьма. И он убоялся гласа совести своей – голоса Бога своего. Убоялся правды.

«И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» Бог даёт Адаму время и возможность покаяться. Но Адам, уже будучи тьмой, обвиняет свою жену и более того – Самого Бога: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».

«И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала?» Бог даёт возможность покаяться жене. Разум человека сделался тьмой, Бог обращается к сердцу человеческому, к средоточию жизни. Но жена (сердце) обвиняет во всём дьявола: «змей обольстил меня, и я ела».

«Когда Бог творил человека, Он не соделал его смертным, но не создал и бессмертным, чтобы сам Адам, соблюдением или преступлением заповеди, от одного из двух дерев приобрел бы себе то, чего захотел. 

…Ибо если Ева победила бы в кратковременной брани и в недолгой борьбе, и змий, и кто был в змие, подверглись тому наказанию, какое и понесли, то Ева и муж ее вкусили бы плодов жизни и приобрели жизнь вечную, прияв по правде то бытие, какое было им обещано; они по правде стали бы обладать всем тем, что прежде им даровалось по благости.

…Если бы змий не вовлек их в преступление, то они вкусили бы плодов древа жизни, и древо познания добра и зла тогда не стало бы для них запретным, ибо от одного из этих древ приобрели бы они непогрешительное ведение, а от другого прияли бы вечную жизнь и в человечестве стали бы богоподобными.» Прп. Ефрем Сирин.

«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

Как комментируют эти тексты святые отцы Церкви?

«С уклонением от единства истины Божией во многочисленность собственных помыслов неразлучна множественность собственных желаний, не сосредоточенных в воле Божией, или похоть, которая есть ближайшая вина прельщения, которая, зачав, рождает действительный грех (Иак. 1:14-15). Ева видит в запрещенном древе не то, что оно есть, но то, чего она желает, по известным видам похоти (1 Ин. 2:16). Показалось, что дерево хорошо в пищу — вот похоть плотская. Приятно для очей — похоть очес. Вожделенно для того, что дает знание — гордость житейская. Таким образом, первый грех рождается в чувственности — стремлением к роскоши, в сердце — желанием наслаждаться без рассуждения, в разуме — мечтанием кичливого многоведения и, следственно, проницает все силы естества человеческого.» Свт. Филарет Московский.

«Она поспешила вкусить прежде мужа, чтобы стать главою того, кто был ее главою, соделаться повелительницей того, от кого должна была принимать повеления, быть по божеству старее того, пред кем моложе была по человечеству.

И к мужу твоему обращение твое, – чтобы быть тебе под его властью, а не самой властвовать, – и той тобою обладати будет, потому что ты надеялась после вкушения плодов древа сама возобладать над ним.» Прп. Ефрем Сирин 

«Но неужели, братья, дьявол ест ту землю, которую мы попираем ногами? Не ее, но людей земных, сладострастных и надменных, которые служат земле и полагают все упования свои в земле; которые трудятся ради пользы тела и его наслаждений, а о спасении души заботятся мало или вовсе не заботятся. Их алчет дьявол – и, как представляется, алчет по праву, ибо они предназначены ему от начала мира, когда ему было сказано: будешь есть прах.» Свт. Кесарий Арелатский.

В образе змея предстает телесное наслаждение. Женщина есть символ нашей чувственности, мужчина – символ разума. Наслаждение приводит в движение чувственность, а она передает разуму охватившую ее страсть. Таким образом, наслаждение есть первоисток греха. И потому не удивляйся, что первым был осужден судом Божиим змей, второй – женщина, а третьим – мужчина. Порядок осуждения как бы следует порядку прегрешения, ибо наслаждение, как правило, сначала пленяет чувство, а чувство – разум. А чтобы понять, почему змей есть образ наслаждения, вдумайся в наложенную на него кару. Бог сказал змею: Ты будешь ходить на чреве твоем. Но кто ходит на чреве своем, если не тот, кто живет ради брюха и глотки, кому бог – чрево, и слава их – в сраме (Фил 3:19), кто мыслит о земном и, обремененный пищей, гнется к земле? Так что справедливо Бог сказал наслаждению, которое в поисках пищи словно поедает землю: Ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей. Свт. Амвросий Медиоланский.

«Здесь речь идет о том наказании, которого следует остерегаться и нам: ибо наказание дьявола в том, чтобы властвовать над презирающими заповеди Божии. Вот каков смысл тех слов, в которых вынесен ему приговор; и кара эта тем сильнее, что столь несчастная власть дана тому, кто прежде своего падения услаждался высшей истиной, в коей не устоял.

…И потому сказано дьяволу: Ты будешь ползать на груди твоей и на чреве твоем. Это, как видим, и произошло со змеем, и слова эти в образе видимого гада являют нам невидимого врага. Именем груди означается гордыня, ибо именно в груди господствуют порывы души; именем же чрева – телесное вожделение, ибо эта часть тела ощущается как наиболее податливая. Поскольку же именно через грудь и чрево вползает дьявол в тех, кого хочет соблазнить, сказано: Ты будешь ползать на груди своей и на чреве своем.» Блаж. Августин.

«В приложении же к диаволу эта последняя метафора указывает на унижение сатаны, уже низринутого с неба и тем самым как бы обреченного пресмыкаться по земле, питаясь здесь людскими пороками и злодеяниями, прямыми следствиями его же коварных внушений.» А. П. Лопухин.

«В раю обитало девство. Действительно, Божественное Писание говорит, что Адам и Ева были наги и не стыдились (Быт 2:25). Когда же они преступили заповедь, то узнали, что были наги, и, устыдившись, сшили себе опоясания (Быт 3:7). И уже после преступления, когда Адам услышал: прах ты и в прах возвратишься (Быт 3:19), и когда через это преступление смерть вошла в мир, тогда лишь Адам познал Еву, жену свою, и она зачала, и родила (Быт 4:1). Следовательно, брак был установлен для того, чтобы род человеческий не был истреблен и уничтожен смертью, но чтобы сохранялся через деторождение.» Прп. Иоанн Дамаскин.

«Таково определение, произнесенное Богом над падшим человеком. Не престает исполняться оно по вселенной видимой; не престает исполняться оно и таинственно в душе каждого служителя Божия. Вместо райского наслаждения предоставлено ему поприще покаяния; землею изображен весь человек, преимущественно же его сердце; терниями и волчцами — страсти; печалию назван плач со всеми отраслями его и начальными причинами; хлебом — спасение. Хлеб этот добывается в поте лица, то есть с великим трудом душевным и телесным, при многочисленных скорбях и лишениях. Подвиг покаяния и борьбы со страстями предначертан пожизненный.» Свт. Игнатий Брянчанинов. 

«Земля, проклятая в делах Адама, есть плоть Адама, вследствие дел его, то есть страстей оземлянившегося ума, всегда подвергаемая проклятию в виде бесплодия добродетелей – этих дел Божиих. 

…Или лучше: “земля” есть сердце Адама, принявшее за преступление [заповеди] “проклятие”- лишение небесных благ. Эту землю во многих скорбях по деятельному любомудрию вкушает [человек], очищая ее от “проклятия” совести – постыдных дел. А затем, очищая разумом произрастающие в ней подобно “терниям” размышления о происхождении телесного бытия и, подобно “волчцам”, сухие рассуждения о промысле и суде касательно нетелесных [сущностей], он вкушает, как “траву”, духовным образом созерцание. И так, словно “в поте лица”, путем умелого навыка в ведении, [человек] вкушает нетленный Хлеб богословия, который только один и является подлинно животворным и сохраняет в нетлении бытие вкушающих. Итак, вкушаемая “земля” в хорошем смысле есть очищение сердца через [духовное] делание, “трава” же – знание тварных [существ, достигаемое] в естественном созерцании, а “хлеб” – истинное тайноводство по богословию.» Прп. Максим Исповедник.

«В видимом мире земля сама собою всего чаще приносит терния; земледелец вскапывает землю, прилежно обрабатывает и засевает; однако же терния и непосеянные растут и умножаются, потому что Адаму, по преступлении, сказано: «терния и волчцы возрастит тебе» земля. Земледелец снова трудится, выкапывает терния; они еще более умножаются. Понимай это духовно; по преступлении земля износит из сердца терния и волчцы; человек возделывает землю, трудится, а терния лукавых духов все еще родятся. Потом, сам Дух Святый вспомоществует человеческой немощи, и Господь в сию землю сердца влагает небесное семя, и возделывает ее. И когда падет Господне семя, все еще родятся терния и волчцы. Сам Господь и человек снова возделывают землю души, и все еще изникают и отражаются там семь лукавых духов и терния, пока не наступит лето, не умножится благодать, и не посохнут терния от солнечного зноя.» Прп. Макарий Великий.

«Посредством греха человек вошел в согласие с диаволом. После сего союза Бог угрожает враждою диаволу; из сего видно, что разрушение оного союза последует со стороны человека; и вражда сего последнего будет состоять в удалении от греха и в старании победить диавола. Вражду положить обещает Сам Бог. Человек, сотворив грех, есть уже раб греха (Ин. 8:34) и не имеет сил расторгнуть узы его, — дабы противостать диаволу. Итак, Бог для сего дарует ему свою силу, которая есть Благодать.

…Итак, семя жены, в противоположность семени змия, долженствует означать девственнейшую часть человечества, благодатию Божиею хранимую и час от часу долее очищаемую, возвращаемую и совершенствуемую в человеках верующих, которые не от крови, не от похотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1:12-13); по превосходству же — чистейшую сущность человечества в лице Богочеловека, вождя и главы всех верующих, имевшего родиться от жены (Гал. 4:4) и явиться, чтобы разрушить дела дьявола (1 Ин. 3:8). 

…Господь Иисус Христос назван Семенем Жены, потому что Он родился на земле без мужа от Пресвятой Девы Марии.»  Свт. Филарет Московский.

«Когда же пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, родившегося от жены (Гал. 4:4). Ибо враг не был бы справедливо побежден, если бы победивший его не был человек от жены. Потому что через жену он вначале возобладал над человеком и поставил себя врагом человеку. Посему и Господь исповедует Себя Сыном Человеческим, восстановляя в Себе первородного человека, от которого создана была жена; чтобы так же как через человека побежденного [Адама] род наш нисшел в смерть, через человека-победителя [Христа] мы бы опять взошли в жизнь, и так же как через человека [Адама] смерть одержала победу над нами, через человека [Христа] мы бы опять получили победу над смертью.» Сщмч. Ириней Лионский.

«Так и сказано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий (1 Кор. 15, 45). И еще иначе разъясняет нам это Апостол, говоря: Первый человек – из земли, перстный; второй человек-Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (ст. 47-49). И опять: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал. 3, 13).» Свт. Кирилл Александрийский. 

«Поскольку жена первого Адама была причиной падения, постольку мать второго Адама явилась орудием спасения. 

… Поэтому данное обетование вполне заслуженно именуется «первоевангелием», т. е. первой благой вестью о грядущем Избавителе от рабства диаволу.» А.П. Лопухин

«Но с той ночи, в которую Господь излиял пот, пременил Он пот, изведший терния и волчцы, на пот, проливаемый в молитве и вместе в делании правды. Пять тысяч и пятьсот с лишком лет Бог оставлял Адама трудиться на земле, потому что дотоле не у явися святых путь, как говорит божественный Апостол (Евр.9:8).» Прп. Исаак Сирин.

«Сие есть то уязвление, о котором говорит пророк: Раною Его даровано нам исцеление (Ис. 53:5). Таким образом, в предопределении о семени жены заключается семя всего Евангелия.» Свт. Филарет Московский.

Уже здесь мы видим поразительное единство и глубинную сокровенную онтологическую цельность всего Писания – от первых глав Книги Бытия Моисея до последних глав Писания – до Евангелия и Откровения святого апостола Иоанна Богослова.

«Проклята земля за тебя.» В момент грехопадения воля сатаны смешалась в человеке с волею Бога, отныне воля сатаны тоже воплощается на земле. Древо жизни превращается в Крест. В центре креста – сердце человека. Законы мира восстают на законы духа. Человека манит и дух, и мир. Законы плоти и мира более не согласуются с законами духа и разума, но прямо противоречат им. Кроме ангелов к сердцу и разуму человека получает доступ сатана и ангелы его – бесы. 

Человек погружается в более, чем прежде, плотный, инертный, материальный мир. Человек утрачивает совершенную власть над подчинённой ему природой, над миром земли, над своей плотью. До грехопадения воля Адама немедленно воплощалась в реальность, теперь только упорным трудом, упорным многократным повторением: или деланием благочестия или, напротив, воплощением воли противления укореняется воля человека в его сердце, подобно рисунку на морском песке или на камне, открытом всем ветрам, дождям и бурям. Человек падает и восстаёт всю свою жизнь, природа мира от этого уже не меняется.  Всей своей жизнью человек делает окончательный выбор: он или очищает своё сердце, покоряясь благодати и Истине, или напротив, противлением и грехом отягощает его. Ибо сказано: «в чём застану, в том и судить буду».

Семя слова Божия, семя Царствия Небесного, полученное при крещении, уже нужно взращивать в себе духовным трудом, борьбой со страстями, распиная в себе ветхого человека, восходя на крест в борьбе с волей сатаны. Во внешнем мире это выражается в оскудении плодородия и произрастании сорняков, в необходимости труда человеческого «в поте лица своего».

Духовная смерть – подлинная смерть – не распространяется на тело. И напротив, смерть тела не приводит к гибели души. Поскольку тело питается независимо от духа: дух и разум питаются Истиной и благодатью, тело – универсальной жизнью – травами, семенами и плодами, которые произращает земля по воле Бога независимо от воли человека. 

Но после грехопадения  «проклята земля..; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». С Богом человек – богоподобен, без Бога – прах, ничто, проклятая земля. Проклята земля – проклята телесная природа падшего человека.  Природа человека сделалась тленной, страстной и смертной. Автономное состояние сердца ( средоточие эроса) приводит к автономному состоянию разума, плоть и сердце человека попадает под власть животных инстинктов. Стройность и гармония внутреннего устроения души человека нарушаются. Восстают страсти, движения сердца и разума начинают враждовать между собой, более сильные желания сердца и помышления разума поглощают более слабые. В результате во внешнем мире возникают пищевые цепи. Отныне большинство животных должны убивать, чтобы жить.

Мир попал под власть сатаны, человек утратил начальство над землёй, в том числе  – над своей собственной плотью. Подобно тому, как в «обмороке свободы» переворачивается перспектива созерцания мира с истинной «обратной» перспективы на «прямую», переворачивается иерархия внутреннего устроения человека, плоть устанавливает свою диктатору над душой: смертное командует бессмертным, тленное – нетленным. Лишившись причастия Святому Духу, выйдя из повиновения Высшему, душа подчиняется низшему. Ибо «кто воли своей не покоряет Богу, тот покорится противнику Его; …Ибо душа оскверненная не входит в чистое Царство и не сочетавается с духами святых.» Прп. Исаак Сирин.

Единая до сих пор вечность мироздания разделяется; рождается наш падший временной материальный мир. Где добро смешано со злом, Истина – с ложью. История человечества становится историей отделения добра от зла, историей борьбы « тайны беззакония» с тайной спасения.

«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.»

В этом тексте святые отцы усматривают уже данную Богом, хотя и прикровенно, надежду, обещание человеку будущей благой вести, «первоевангелие», «семя всего Евангелия».

Сам Бог отныне устанавливает вражду между семенем жены и семенем змия.

Семя змия – есть страсти человеческие, чада дьявола и сам антихрист.

Семя жены – новый Адам, Иисус Христос и Его Церковь, которая есть жена Христу, новая жена новому Адаму.

Семя жены, семя премудрости сердца – вера и смирение отныне будут вести борьбу в человеке за его разум против семени змея – гордости и неверия. Семя жены – премудрость сердца будет поражать семя змея в голову – светом и мудростью веры будет развенчивать она гордый, неверующий разум-тьму. Семя змия – хитрость и страстность будет поражать семя жены в её пяту, которая есть пристрастие к земному, духовная лень, невежество и похоть.

И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.»

Преподобный Марк Подвижник: «Первозданные Адам и Ева устыдились друг друга, увидев себя нагими; так и мы, утратив непорочность незлобия в духе, стыдимся друг друга в совести. Тогда сшиваем себе одежду из листьев смоковницы: облекаясь пустыми словами и образами лживого словооправдания. В противоположность мягкой одежде из листьев, Господь устраивает нам суровую одежду из кож, знаменующую жительство подвижническое, и говорит: в терпении вашем стяжите души ваши.»

Человек захотел присвоить себе Дар Бога – Свет первого дня творения, и был разоблачён от благодати – познал свою наготу, «кожаные ризы» – наши пять чувств закрыли от человека небо. «Кожаные ризы» – суть «мудрование плоти». Свт. Григорий Нисский.

«И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.» Имя Ева означает: «дающая жизнь». Жизнь – в самом полном смысле слова – ибо от неё произойдёт Иисус Христос, Спаситель, вновь отворивший человеку дверь в вечную жизнь.

«И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.» Сокровеннейший смысл этого текста, – пишут святые отцы, – заключается в том, что Бог открыл Адаму и Еве тайну спасения человека через будущую крестную жертву Бога, Сына Божия, Иисуса Христа. После грехопадения Адам и Ева прикрыли свою наготу листьями смоковницы, – составили себе и своей новой жизни оправдание на уровне идей. Бог оправдывает человека жертвоприношением Иисуса Христа. Апостол Павел пишет: человек не только будет спасён, но и оправдан жертвою Иисуса Христа.  «Посему, как преступлением одного – всем человекам осуждение, так правдою одного – всем человекам оправдание к жизни.» Рим. 5, 18.

Бог заповедует Адаму и Еве приносить отныне жертвоприношения во очищение от своих грехов – во-первых, как символ и напоминание о будущей жертве Иисуса Христа, а во-вторых, как воспоминание о собственном грехопадении, чтобы человек во время кровавого жертвоприношения мог в полной мере мог ощутить и подлинную цену греха – «плата за грех – смерть», – и величайшую драгоценность жертвы Бога человеку. Ибо, пишет апостол Павел: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.» Евр. 9, 22.

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.» 

«Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло;» Святые отцы пишут, что здесь присутствует некоторая ирония Бога по отношению к Адаму и, одновременно, осуждение его гордыни, и констатация – и бесславного падения Адама, и его нынешнего печального состояния в результате преступления заповеди.

«И теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.» Бог по милосердию Своему не желает человеку вечного страдания в этом печальном, падшем состоянии – без славы, без благодати, без любви, без полноты жизни.

«И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.» Бог высылает Адама из рая, чтобы на земле, которая проклята из-за него, Адам «в поте лица своего» творил бы дело своего спасения.

«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.» Херувимы – высшие ангелы Божии, обладающие всей, доступной твари, полной знания, всей полнотой постижения Истины, которая есть воля Бога Живого. Пламенеющий меч – совершенная способность отличать Истину от лжи. Прп. Беда Достопочтенный пишет, что второй Адам Иисус Христос водою святого крещения угасит пламень пламенеющего меча. Ибо Сам Иисус Христос – есть «путь, Истина и жизнь»: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» Ин. 14, 6. Сам Иисус Христос распятием Своим на Древе Жизни, которое после грехопадения человека превратилось в Крест, открывает человеку путь к вечной жизни в Царствие Небесное через распятие в себе падшего человека на кресте своего покаяния, смирения, спасения и оправдания.

Запись опубликована в рубрике Горизонты, Государство, Общество, Семья, Человек. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *