О природе революций

«Горизонты». Авторская рубрика протоиерея Андрея Спиридонова и Георгия Лодочника. Беседа о революции.

29.08.2019 18:12

О. Андрей: – Добрый день, уважаемые радиослушатели. В эфире радио «Благовещение». В нашей авторской рубрике «Горизонты» я, протоиерей Андрей Спиридонов, и мой постоянный собеседник Георгий Лодочник. 

Продолжаем разговор о революциях, – что такое революция, как становятся революционерами, что необходимо для того, чтобы вдруг сделаться революционером? И, конечно, наш разговор прежде всего о русской революции, потому что русская революция – тема неисчерпаемая и для нас особенно близка. В обществе до сих пор нет экспертного согласия – в публицистике, в думающих головах – что такое русская революция, в чём её суть, каковы причины и результат, нет единой оценки всего этого революционного, социального процесса, который начался уже больше сотни лет назад. В каком-то смысле он и не закончился. Есть поговорка: есть у революции начало, нет у революции конца. 

Какую историю не возьми – английская революция, история Франции или русская революция, везде можно закопаться глубоко в исторические причины и предпосылки, – и всему этому ещё предшествует Реформация, – а уж корни Реформации уходят непосредственно в эпоху Возрождения,  откуда и берёт своё начало это тектоническое европейское движение в сторону упразднения традиционных христианских ценностей. 

И если обратиться к Евангельской истории, можно заметить что с одной стороны древний Израиль – вполне традиционное общество. Где уже не первое столетие закон Моисея руководит всеми сторонами жизни еврейского народа. И тем не менее одна из причин отвержения Христа – революционные настроения многих израильтян. Есть даже такая работа архиепископа Антония Храповицкого, которая так и называется «Христос и еврейская революция». Антоний Храповицкий особенно подчеркивает, что когда Христос сотворил чудо насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек, Его сразу  захотели сделать царем. Но почему? С какой целью? Увидели, что Он творит чудеса, имеющие яркое материальное выражение. Что в случае восстания против римлян Христос сможет обеспечить восставших продовольствием, фуражом и вообще чудесным образом обеспечить победу. С одной стороны ясно, что революционные лозунги израильтян призывали защитить веру, единобожие, закон Моисея, но при этом  они отвергали истинного Мессию именно потому что Царство Его не от мира сего, и мы видим что и здесь в конце концов властвует материальный соблазн. Это низвержение власти римлян – во имя Бога, но не для Царствия Небесного, а для восстановления вполне материального еврейского царства здесь и сейчас. Как и апостолы сначала ждали от Христа «не в сие ли время ты восставишь Израиля царство»? Они тоже имели ввиду прежде всего земное материальное царство. 

И вот здесь, если разбираться с вопросом революции применительно к тем или иным временам, очень много сходится различных противоречий: и материальные ценности, борьба за власть, духовные и религиозные ситуации. Реформация с одной стороны сопровождалась религиозными войнами между католиками и протестантами, а с другой – это борьба за власть, за земные богатства и материальные ресурсы. Так вот как понять? Революция действительно всерьез вызревает в обществе, не только в народе, но и  в элитах и, в конце концов, берет верх? Здесь духовные причины, религиозные или, прежде всего, материальные и экономические – не в последнюю очередь?

Лодочник: –  Во-первых, революции не вызревают, их готовят, долго и упорно готовят, иногда столетиями.

О. Андрей: – Готовят. С одной стороны готовят, с другой благодаря рецептуре революция медленно или иногда стремительно вызревает. Заквашивается, можно сказать.

Лодочник:  – Тит Ливий советовал рассматривать частные исторические детали «в обрамлении величественного целого». Вспомним человеческую историю. Самое её начало. Сотворение мира, ангелов и человека. И – грехопадение. Вот первая революция в истории человечества. Разве она как-то вызревала? Её осуществил сатана. Но сначала пал он сам. И вот это была первая революция уже в истории мироздания. И которой действительно не видно конца. 

Денница, осознав себя высшим после Бога в мироздании существом, начал исследовать Творение и обнаружил, конечно, что Творение Божие несовершенно, а эволюция, заложенная в Творение Господом ведёт в неверном направлении. И тогда, пользуясь своей властью и свободой воли и, одновременно, имея ввиду кротость Бога, незыблемую неизменность Его воли и обетований, – понимая, что Бог не может изменить волю Свою, а он сам может делать что угодно – свободна воли, – решил сделать всё по-своему. То есть – революцию.

О. Андрей: – А почему решил? У него же не было экономических предпосылок, инфляции, роста безработицы.

Лодочник:  – История человечества, чем далее она длится, становится всё более приземленной. 

Всё началась в совершенном первозданном мире, где не было никаких «экономических предпосылок». Да и сегодня любые экономические или политические «предпосылки» своим источником имеют исключительно духовные причины.

Любая революция всегда и всюду начинается с утраты веры Богу. Будь то первоверховный ангел, или человек, любое существо с разумом и свободной волей. Если человек или ангел, например, вдруг предпринимает попытку судить волю Бога с высоты некой абстрактной Истины, опираясь на собственный разум, а не на веру Богу, – он тут же утрачивает разум, ибо никакой абстрактной Истины не существует, это логическая ошибка, логический фантом, но Истина, которая есть воля Бога Живого познаётся только верой Богу и открывается разумной твари только Духом Святым. Как только кто-либо хочет стать «как Боги», он начинает революцию. И это понятно, утрачивая разум, он оказывается в плену морока, иллюзий и химер, он вдруг видит, что всё устроено несправедливо по отношению к нему. И не только к нему. Вообще, в принципе неправильно и несправедливо всё. Что всё следует немедленно переменить – даже ценой большой, но непременно чужой крови. Ради будущей совершенной справедливости.

О. Андрей: – Святые отцы указывают что вот это «будете как Боги» – один из побудительных мотивов Люцифера, он именно хотел стать как Бог. Вот это гордостное движение – сравняться с Богом, взойти туда, куда не можешь, своими силами урвать то, что не в твоей природе, – поставить себя выше своей собственной природы – двигало и строителями Вавилонской башни. Они тоже хотели «сделать себе имя». И это тоже было попыткой революции.

Лодочник:  – Да. Это такая логическая ошибка. Свойство разума. Если мы умозрительно посмотрим на мироздание, – чисто математически, – то мы видим некое Целое. Единое Целое. Мироздание. Но это единство – единство во множественности. Целое состоит из составляющих его частей. Каждая часть его тоже есть единое целое, и тоже состоит из составляющих его частей. И так до бесконечности. «Любая система есть система систем.» Отсюда, кстати, следует, что никакой материи, как совокупности неделимых частиц, нет и быть не может, существует только вот эта бесконечная иерархическая архитектура подсистем и связей между их элементами, где всё связано со всем, а сила взаимодействия определяется той же иерархической архитектурой мироздания. Или, как формулирует современная физика: в мироздании есть только информация и энергия. Мир создан Словом, и сам есть слово.

И вот такой частью единого Целого сотворён человек. Он тоже един, и тоже множество. Причём множество, изоморфное целому. То есть микрокосмос. С разумом и свободой воли, со своим собственным богоподобным «я». Только разумное существо, имеющее это «я» способно наблюдать за движениями своего разума как бы сверху, с высоты своего богоподобного «я». И более того, это «я» способно и должно контролировать свой разум, воспитывать его. Именно так реализуется его свобода воли.

Мы видим, – умозрительно, – что таких существ в мироздании бесконечные миллиарды и миллиарды, человек – одновременно и центральная часть мироздания, и очень малая его часть. И над всем Бог. Бесконечный и принципиально непостижимый. Сотворивший всё по воле Своей в совершенной гармонии и красоте. Единственный Источник бытия, жизни и света.

Более того, мы видим, что человек пал, и уже не может в силу своей падшей природы творить волю Бога или проводить без искажений волю Бога на землю. Что человек стал источником дисгармонии. Он всё время волей не волей пытается сделать по-своему, «стать как Боги», примешивать к воле Бога свою волю или волю бесов и сатаны. Сделавшись главным источником заблуждений, страданий и смерти ни земле.

Но если человек теряют эту перспективу, то его богоподобное «я» оказывается в центре мироздания. Бог естественным образом смещается на периферию. На периферию и его сознания, и на периферию его видения мира в его сознании. Все другие люди становятся существенно меньше его, и чем дальше от него, тем меньше. Закон «прямой» перспективы.

И вот если он этим своим «я», опираясь на собственный разум начинает исследовать видимое пред собой сущее, то самым естественным образом неизбежно приходит к выводу, что всё несправедливо, несовершенно, не правильно, всё должно быть иначе. Поскольку его картина мира, где в центре мироздания располагается его «я», самым трагическим образом не совпадает с реальностью. И он приходит к выводу и на уровне разума, и на уровне сердца: необходима революция. Такое ослепление.

О. Андрей: – А где та грань, когда мыслящее существо, тот же ангел, – быть может мы  здесь вторгаемся в сферу неизъяснимого, – но даже если не брать самих ангелов или архангелов, хотя бы иметь в виду ум человеческий, где та грань, когда человек остается в рамках дозволенного, а когда он переходит эту грань – по отношению к Богу, к тайнам мироздания, тайне миротворения, выходит за рамки своего места в иерархии бытия, своей природы, покушаясь на нечто большее? Где именно начинается переход к гордыне?

Лодочник: – Важно, как в живописи, – сохранять эту «обратную перспективу». Как на иконах. Когда вы всё время в своём сознании видите Бога и всех остальных живых существ в правильной реальной перспективе. И тогда вы видите свою скромную роль, своё предназначение, свою миссию, и вы мысленно предстоя перед Богом, стараясь творить Его волю, начинаете нормально мыслить, постигать Истину, в сердце своём ощущать любовь, и готовы служить ближнему своему, как самому себе.

О. Андрей: – Тогда надо уже иметь некую степень неослепленности. Если человек ослеплен грехом, не имеет веры, он не может видеть Бога и мироздание должным образом.

Лодочник: – Разумеется. Как говорит протоиерей Андрей Ткачёв: «глупый в церковь не пойдёт, что там ему делать?» Как только у человека меняется перспектива, как только все, что рядом ему представляется большим, а более всего он сам, и  всё, что далеко – маленькое, не взирая на его истинный размер, Сам Бог становится крошкой, потому что Он очень-очень далеко от такого человека.  Это и есть ослепление гордостью. Это такое фундаментальное свойство человеческого разума. Разума в сочетании с вот этим богоподобным человеческим «я» и его свободой воли. Здесь как раз нужна осторожность.

О. Андрей: – Фундаментальное свойство разума – духовное ослепление? 

Лодочник: – Да, поскольку вот это человеческое «я» богоподобно, и человек созерцает мироздание именно с позиции этого «я», то утратив, так сказать, бдительность и память о Боге, он легко и даже незаметно для себя может увидеть мир в перевёрнутой «прямой» перспективе, открытию которой так радовались художники и титаны Возрождения. Так сатана соблазнил Еву и Адама. Сказал: “Познайте, и будете как боги. Бог обманывает Вас, смотрите сами.” Они посмотрели на мир от себя и упали. 

Далее Каин. Когда Адам и Ева ещё были в раю, они стали участниками первого в истории жертвоприношения. Они впервые увидели и осознали цену греха – смерть. Они впервые увидели смерть, и осознали эту бесконечную любовь Бога, Его жертвенность, потому что ясно видели прообраз будущей крестной смерти Спасителя, Бога Слова, Иисуса Христа.  Они ясно понимали, что жертвоприношение нужно не Богу, но им, – Бог не пьёт кровь козлов и не ест мяса, Он и без жертв имеет власть над всем что сотворил, жертвоприношение нужно человеку. Кровавое жертвоприношение до Христа и бескровное после нужно только человеку, чтобы он раз за разом восстанавливал эту правильную первоначальную «обратную» перспективу в своём сознании, в своём видении мира. Во время жертвоприношения он вновь и вновь осознаёт греховность своей падшей природы, цену греха, которую заплатил за нас Господь, Его жертвенность, Его совершеннейшую любовь, Его милосердие и справедливость. 

Кому Бог платил эту цену за наш грех? Не Сам же Себе. Его совершенная воля была выражена в законах мироздания при сотворении мира, и эта благая воля, выражающая и Истину, и милосердие, и справедливость, не может быть нарушена никем никогда, тем более Самим Благим Богом. Человек переменчив, Бог неизменен.

И вот, уже среди двух самых первых людей, родившихся на падшей земле, происходит вот это фундаментальное разделение, которе пронизывает всю человеческую историю. Каин и Авель. Авель понимал, что жертвоприношение нужно ему, а не Богу, он хотел спасения и восхождения в Царствие Небесное. Ему нужен был Спаситель. Он следовал Истине, а не выгоде.

Каин не нуждался в жертвоприношении. Нужно принести жертву Богу? Вот жертва. Дальше я пошёл жить, – да на этой падшей земле, да я умру, – но такова воля Бога, изгнавшего нас из рая. И это – ложь. По сути он обвиняет Бога в явлении в мир смерти и зла. И что? Он вот эту свою падшую природу и этот уже падший мир принимал как норму. Он хотел «взять от жизни всё».  Как есть.

Каину не нужен был Спаситель. Он не собирался убивать Авеля. Он не сомневался в существовании Бога, он видел Его и говорил с Ним. – Вот наши интеллигентные люди часто вопрошают: разве не может неверующий человек быть честным «хорошим человеком»? –  Вот Каин. Он знал, что есть Бог. Он хотел быть просто хорошим человеком. Хорошим падшим человеком. И был им. До жертвоприношения.

О. Андрей: – А каков критерий хорошести? Что такое хорошо, что такое плохо? 

Лодочник: – У нашей интеллигенции? Я думаю, порядочность. Порядочность это такой суррогат чести, долга, доблести и веры в мире без Бога. В мире гуманистов.  При слове «порядочность» мне всегда почему-то представляется кошка. Порядочная кошка ходит только в лоток. В христианстве есть ясные понятия о добре и зле. У гуманистов и либералов эти понятия относительны. У христиан исполнение воли Бога – добро, противление ей – зло. У гуманистов всё не так. У них выгода – добро, убыток – зло. Выгода – не обязательно деньги. Это может быть слава, социальный статус, психологическая выгода. Истина для гуманиста в принципе недоступна. Поскольку «я» гуманиста всегда в центре мироздания. И всегда у него «прямая» возрожденческая перспектива. 

Проблема гуманиста – гуманист, в отличие от Бога, – не один, гуманистов много. И гуманист вынужден идти на компромисс. И это – лицемерный компромисс, ибо в центре мироздания может находиться только один гуманист, там не может быть толпы. Но следуя принципу выгоды, каждый отдельный гуманист лицемерно соглашается считать каждого другого гуманиста равным себе, чтобы его просто не убили, как конкурента. И вместо индивидуальной выгоды провозглашается выгода коллективная. Даже выгода всего человечества. И вот тут заключается фундаментальное, тотальное лицемерие западной либеральной цивилизации. Все понимают, что главное – деньги, но говорят, что главное – права человека, свобода, равенство, братство. Потому что иначе вся эта лицемерная конструкция рухнет. Отношения между гуманистами регулируется не Истиной, но законом, принятыми гуманистами. И вот исполнение этих законов – есть исключительная порядочность. Нарушение, но так, чтобы никто не поймал и не осудил, – обычная порядочность. 

Порядочность – ни добро и ни зло, ни святость и ни грех, это нечто неуловимое, всегда относительное и очень условное, с едва уловимым привкусом порока, – и это самая изысканная порядочность. 

Представляете, что в голове у такого «хорошего человека»? Истина недоступна, веры нет, любви нет, разум обращается в безумие и становится калькулятором выгоды, свободная воля всецело порабощена страстями, похотями и пороками.

Но это тотальное гуманистическое лицемерие проникало в западную цивилизацию постепенно, веками, начиная с эпохи Возрождения. Человек Запада не замечает его, как воздух, но всегда очень резко реагирует, если кто-то вдруг нарушает этот неписаный закон, он тут же чует угрозу. “Бремя белого человека”. Р. Киплинг. Чудовищное лицемерие. И это “бремя” требует от англичан грабить Индию, травить Китай опиумом. А это тысячелетние цивилизации бесконечно выше британской в частности и англосаксонской в целом.

И в этом одна из причин неискоренимой западной русофобии. И вековечная трагедия наших западников. В России нет этой традиции лицемерия. И все лозунги Запада они принимают за чистую монету. А когда начинают по этим лозунгам устраивать жизнь, неизбежно терпят катастрофу. И в этом, на мой взгляд, заключается главная причина неудачи февральской буржуазной русской революции и перерождения её в большевистскую, чудовищно кровавую, бессмысленную и ужасающую своими последствиями для всего русского и не только русского народа.  Русская либеральная аристократия и наша слабая ещё либеральная буржуазия не понимали, что буржуазное общество в принципе невозможно без этого всеобщего и тотального лицемерия. И до сих пор наша российская олигархия режет правду-матку: «духовные ценности – ничто, деньги и власть – всё!» Из крайности в крайность, но никакого лицемерия.

«Бог – это Истина, Которая никогда никому не навязывается.» Каин не хотел спасения, ему не нужен был Спаситель, Бог для него был объективной реальностью, не более того, Каин стал первым гуманистом. И Бог отошёл от него. Каин остался абсолютно беззащитным, и один на один с сатаной. И Каин, первоначально не желая того, неизбежно усыновляется сатане. Он приносит в жертву сатане своего брата по всем правилам приношения жертвоприношения Богу. Это открытое восстание против Бога, прямое богоборчество и глумление над Богом. Очень подробно об этом говорит Евгений Авдеенко.

О. Андрей: – Да, мы говорили об этом: раз Тебе моя жертва, которую я принёс Тебе неугодна, вот приношу в жертву брата моего. Выходит, Каин был первым революционером на земле. Святые отцы отмечают, смерть врывается в мир, является в нём неестественным образом, смерть является в мир через пролитие крови.

Лодочник:  – И зависти дьявола.

О. Андрей:-  Через пролитие братской крови. 

Лодочник: – А революция всегда в себе содержит братоубийство. Любая революция – обязательно усыновление сатане. Единственный подлинный революционер – дьявол, все другие революционеры только «полезные идиоты» по выражению революционера В. Ленина. Конечная цель всех без исключения революций – воцарение антихриста. Любая крупная революция – всегда свальный грех, за который впоследствии платит весь народ.

О. Андрей: –  Но мы говорим, что первое главное революционное разделение – это как раз разделение на потомков Сифа и потомков Каина. Линия Каина – это ярко выраженный путь духовного богоборчества. Линия революционеров. И линия Каина на уровне крови оказывается уничтоженной полностью, но – затем вновь воскресает духовно. 

Лодочник:  – Диавол-то не уничтожен.

О. Андрей: –  Диавол её воскресает вновь и вновь?

Лодочник:  – Постоянно, конечно. Вся история человечества, мироздания в целом – история эволюции. Бог заложил в Творение эволюцию, которая делает Творение живым, подлинным, настоящим, придаёт ему и цель, и смысл, это бесконечное совершенствование в сотворчестве с Богом, бесконечное уподобление божественному совершенству, – Бог сотворил живое Творение и живых существ, наделённых разумом и свободой воли, которые призваны творить вместе с Богом, «возделывать  и хранить сад». Человек должен эволюционировать. Человек создан по образу  и подобию Божию, но подобие бесконечно, уподобляться Богу можно бесконечно, потому что Бог – бесконечно совершенен. И эту эволюцию сатана постоянно прерывает революцией, чтобы сделать все по-своему. Мы молимся: «И да будет воля Твоя и на земле, как на небе.» Сатана хочет, чтобы на земле была реализована его воля, а не воля Бога.

О. Андрей: – Пародирует. Каждый раз пытается воссоздать Каина – революционера.

Лодочник:  – В результате история человечества приобретает некоторые черты сонаты, начинает развиваться по сонатному принципу. Тема добра, тема зла, – они развиваются, сплетаются, разделяются, усиливаются – настоящее произведение искусства. 

Христос сказал: «Не мир пришёл Я принести, но меч.» Этот меч отделяет в человеке то, что от Авеля, от того, что от Каина. Человек захотел познать добро и зло, они смешались в его природе. Теперь происходит обратное разделение. Чтобы отделить чистое от нечистого, и через воскресение ввести человека в Богочеловечество. В этом смысл человеческой истории.  А сатана хочет низвести человека к себе и утвердить на земле свою волю. Еще Лев Тихомиров писал, что суть исторического процесса с духовной точки зрения – это разделение, непрестанное усиление контраста между добром и злом, что приведёт к концу света и окончательному отделению добра от зла. Этот процесс мы и наблюдаем. 

Любая революция – всегда включает в себя усыновление сатане.  Что сделал Каин?  Зачем эта жертва? Это – усыновление сатане. Каин усыновляется сатане. Если христиане или Авель усыновляются Богу, то революционеры и прогресситы, те, кто заняты вот этой непрестанной борьбой с Отечеством и отцовством, царством и священством, – так или иначе обязательно в конце концов усыновляются сатане.    

О. Андрей: –  Есть такое мнение, что многие революционеры в каком-то смысле одержимы буквально религиозным духом. Они верят в революцию, в более справедливое переустройство мира самым искренним, «святым» образом. Недавно в одной книге про Ленина я прочитал, что он часто действовал вот с таким чисто религиозным пылом. Но он верил не в Бога, а в марксизм и материю. 

Лодочник:  – Он верил в свой разум, в своё «я», в то, что он может «быть как боги». 

О. Андрей: – В возможность переустройства мира, как в абсолютную ценность. Наш известный философ Алексей Лосев, который, безусловно, был христианином, рассказывает, как его спрашивали ещё в эти советские глухие времена, как он может до сих пор оставаться верующим человеком? На что он отвечал – Владимир Ильич писал, что абсолютная истина существует. Ленин, конечно, имел ввиду марксизм. 

Лодочник:  – Но и сатана же верит в победу свою.

О. Андрей: – Не знаю, наверное. 

Лодочник:  – Мало того, каждый, кто усыновляется ему, добавляет ему уверенности.

О. Андрей: – Здесь еще есть элемент иррационального. Святые отцы указывают – сатана безумен. Верит он в победу или нет, но он же знает, что Бог существует! Не знаю, как можно верить в собственную победу, если ты знаешь, что Бог есть. 

Лодочник:  – Но когда твое  «я» заслоняет собой всё мироздание и Бога, то, конечно, ты безумен. Любая революция – усыновление всё новых и новых людей сатане. И это усыновление добавляет ему уверенности. Революция всегда требует ритуальных убийств, требует жертвоприношения сатане. Неизбежно. Например, казнь Карла I – это ритуального убийство. Публичное заклание, жертвоприношение. Его судили – судом своим, «праведным», сатанинским. На судебном процессе было установлено, что король не нарушил ни одного закона по тому законодательству, по которому он жил. И тогда они судили его по новому, своему, революционному законодательству. Чистое глумление. Ну это точно то же самое, что сделал Каин. Ах, ты хочешь по закону? Хорошо. Мы сейчас тебя по своему собственному закону осудим и казним. Или семья Николая II. Спорят, ритуальное это убийство или нет? Смешно. Что тут спорить? Мы что, не знаем, с кем имеем дело?! Или вот культурная революция. Продолжается уже не первое десятилетие. Это самая кровавая революция в истории. Миллионы и миллионы абортов – это всё ритуальные убийства. И те, кто их совершают, тоже усыновляются сатане. Они не отдают себе в этом отчета. Но бенефициары культурной революции прекрасно понимают, что они делают и для чего. Революционер Ленин первым в мире легализовал аборты и гомосексуализм.

Мы знаем, что любой самый страшный палач и революционер может покаяться, и Бог его простит, но ритуальные человеческие жертвоприношения – это просто неотъемлемой атрибут революции. Возьмите «небесную сотню». На Украине. Казалось бы, жалкая, убогая революция. Померанчевая. Уже не красная.  Но всё равно они хоть сотню, но заложили. Ритуально. И никогда ни одна революция без этого не обходится. 

О. Андрей: – Увы, да. А по поводу покаяния. Вы говорите, что может и иной палач покаяться. Здесь возникает вопрос. История скорее дает обратные примеры, что человек, погрязший в тяжких грехах и преступлениях, настолько бывает ослеплен, что если и начинает сожалеть о содеянном, он все равно не в состоянии к Богу обратиться. Каин же не покаялся, хотя имел прямое общение с Богом. Иуда раскаялся в содеянном, но не покаялся перед Христом и наложил на себя руки. Таких примеров много. 

Лодочник:  – Сергей Худиев приводит цитату из Марка Твена –  «человека легче ещё раз одурачить, чем доказать, что его одурачили». Человеческую гордыню тяжело растопить. Вот это «я», которое заслоняет весь свет. 

О. Андрей: –  Революции готовятся, и технологии манипулирования общественным и индивидуальным человеческим сознанием используются во все времена. Возьмём Евангельскую историю. В Вербное воскресение народ при входе Господа в Иерусалим кричит Осанна Сынову Давидову! благословен грядый во имя Господне!  Но спустя буквально несколько дней уже кричит: распни Его, распни! 

Лодочник:  – Психологически это объяснимо. Я ловил себя на том же. Осанна, осанна, Господи! И ты думаешь, вот сейчас Он мне все решит и что-то даст. А Он не решает и не дает. И ты вдруг начинаешь думать, да что такое?!  Не «распни», конечно, но чисто по человечески понять можно. Здесь тоже надо быть очень внимательным и осторожным.

О. Андрей: –  Ропотные движения ещё не «распни».

Лодочник:  – И чем сильнее они радовались, тем яростнее потом кричали «распни»!

О. Андрей: –  Да, решили, что обманулись в лучших ожиданиях. 

Лодочник:  – Он, оказывается, проходимец, он обманул их, Его надо казнить, потому что Он их одурачил. 

О. Андрей: –  Вот и революция. 

Лодочник:  – Да. Революция против божественной эволюции и воли Бога на земле. Это духовная революция, здесь начинается окончательное разделение, – если Каин заклал сатане своего брата, иудейские элиты предают закланию своего Бога. Начинается седьмой и последний земной этап человеческой истории. Перед Богочеловечеством. Все последующие революции имели уже скорее общественно-экономический и культурно-политический характер. Их задача – разрушение христианских монархий.

И что начинается после каждой революции? Обязательно начинается прогресс. Не божественная эволюция, которая революцией отчасти прерывается, но восстанавливается через всё усиливающееся разделение добра и зла, а прогресс. Каин, восстав на Бога, сразу  переходит к прогрессу. И здесь родословие по материнской линии – идеальные условия для прогресса. Каждый родившийся сын начинает жизнь как бы заново, с чистого листа. Его уже не интересует вера, традиции и культура отцов. Он наследует только материальное наследство, недвижимость, социальный статус, всё прочее отбрасывает. Это и понятно. Согласно теории прогресса каждое новое поколение умнее и развитее предыдущего. Как модели iPhone. Традиция прерывается, вера утрачивается. Ничто не противостоит, ничто не препятствует прогрессу. 

Но сила человека не в его страстях, ни в его похоти и упрямстве, зависти или жадности. Сила человека  – в его вере. Но если он не верит своему отцу, не ценит и не чтит своих предков, он утрачивает и веру в Бога. И становится слабым. Совершенно беззащитным перед ложью и тьмой. В этом вся суть и смысл прогресса. Тогда человек, подобно Каину, уже не имеет ни защиты от Бога, ни силы от земли, – он вынужден строить искусственную цивилизацию. 

О. Андрей: –  Потомки Каина воспитываются именно так и превращаются в исполинов, когда смешивают свою кровь с кровью  сынов Божиих, с потомками Сифа. А есть толкование, что там вообще происходит страшные таинственные магические вещи, в результате чего появляются эти исполины. И дух человеческий окончательно порабощается плотью. Потомки Каина исповедуя вот этот прогресс и развивая свою искусственную каинскую цивилизацию, духовно становится все более немощными, и всё более вырождаются. В Библии сказано, Господь признаёт, что дела их окончательно стали плотью. И это характерный итог революций.

Лодочник:  – Каинская цивилизация завершается потопом, наступает следующий этап человеческой истории – Ной. И сразу один из первых сыновей Ноя Хам отрекается от отцовства. Е. Авдеенко пишет: «Отречение от отцовства в начальной стадии – есть хамство». 

Начинается разрушение отцовства, затем, неизбежно, – царства и священства. И вновь наступает прогресс – Вавилон, строительство вавилонской башни до неба и от неба. О ритуальных убийствах в Вавилоне ничего неизвестно, это нечто иное. Как у Гете Фауст. Соблазн тот же самый – познать, стать как боги. Фауст за знание продаёт сатане свою душу. И тоже усыновляется сатане. И снова – переделаем себя, сделаем себя счастливыми и бессмертными здесь на земле. О спасении речи нет.

О. Андрей: –  «Сотворим себе имя».

Лодочник:  – Подготовка любой революции начинается с разрушения отцовства. Тогда царство и священство неизбежно начинают шататься,  и вот тогда уже насильственными методами разрушают и царство, и священство, и государство. Затем нравы и семью. Потому что веры уже нет, отцовство разрушено, традиций нет, люди слабы. Платон говорил: «Сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена рождают слабых людей. Слабые люди создают трудные времена». Наступают трудные времена.

Строители Вавилона ясно видели Бога и духовный мир, они имели высочайшее знание, но всё равно обращались ко злу, а духовное знание превращали в магию. Они хотели всё сделать сами, по-своему, они отказывались от эволюции, заложенной в Творение Богом. Потому что сатана никогда не дремлет. Они тоже, как Каин, не нуждались в Спасителе.

И Бог рассеивает народы, «смешивает языки».  Люди утрачивают видение духовного мира, утрачивают то духовное знание, которым владели. Наступает новая эпоха – эпоха Авраама, эпоха веры, когда знание даётся человеку только по его вере. 

Что такое «смешение языков»? Язык – есть система разделения единого целого на части. Смешение в этом смысле – утрата единого цельного знания, каждый народ отныне знает только часть, и каждый знает уже по-своему.

О. Андрей: –  При Аврааме магизм в Халдеи, в Вавилоне был чрезвычайно развит. И Авраам имеет повеление от Бога уйти из этой величайшей того времени цивилизации, от городской культуры, Авраам с чисто обывательской точки зрения многим рискует, уходя по слову Бога в варварские и менее  обустроенные земли. Ханаан тоже исполнен магизма и идолопоклонства, но его магизм имеет по-видимому менее изощренный характер, а его знание меньше чем в Вавилоне. Вавилон был  вполне сопоставим с Египтом по уровню каких-то жреческих знаний. Другое дело, что магическое  знание  – это знание языческое. Это затемненное, ослепленное грехом знание. А Аврааму даруется знание истинное, это прямой опыт общения с Богом. 

Лодочник:  – Но Аврааму Бог его веру поставил ему в праведность. 

Как раз после смешения языков мы видим примерно в одно и то же время  возникновение всех основных дохристианских не иудейских религий: индуизм, зороастризм, Египет, античная Греция…

О. Андрей: –  Так называемое осевое время. 

Лодочник:  – И вот в этих религиях мы видим осколки некогда единого духовного знания и, кончено, там остаётся частично и магическое знание, но это уже не то знание, чтобы вновь начинать строить Вавилонскую башню до неба. И от неба. Чтобы подняться как можно выше, как можно ближе к небу, и оттуда в самом начале воплощения идеи Творения в реальность примешивать свою волю к воле Бога, чтобы как можно полнее воплотить свою волю на земле, как это пытались делать в Вавилоне. Это, собственно, и есть магия.

О. Андрей: –  А Вы думаете, строители Вавилонской башни обладали гораздо большим знанием, чем последующие рассеянные народы?

Лодочник:  – Думаю, что смысл рассеяния именно в этом и состоял.  Наступает эпоха уже не знания, но веры. В этом суть эпохи Авраама, эпохи создания иудейского народа.

О. Андрей: –  Кстати, это важный момент.

Лодочник:  – Человек не справился со знанием, знание его не спасло. Наоборот, знание стало для человека петлёй и удавкой, соблазном, которому он был не в силах противостоять. Чем больше человек знает, тем больше его могущество. И тем глубже падение.

О. Андрей: – Человечество в лице строителей Вавилонской башни не смогло понести знание Бога. Как и Адам, и Ева.

Лодочник:  – Кроме Бога самый знающий – это сатана. И он тоже пал от этого знания. Так же и человек. Он постоянно это знание обращает против Бога и против себя. И чем больше он знает, тем сильнее возрастает его гордыня. 

О. Андрей: –  Опять тот же вопрос. Где та грань? Самый знающий был Денница, будущий сатана, Люцифер. Но он мог и не пасть. Где же тогда та грань? Бог же не запрограммировал ни одно существо на падение и погибель. Свобода воли – это такая тайна великая? 

Лодочник:  – Это – абсолютно непостижимая вещь. Мы можем сейчас объяснять, что тот или иной стал каинитом, потому что рос вот в такой семье, в такой стране, в такое время. Для этого нам Господь и показывает, что два первых человека из одной семьи, с одинаковым воспитанием – Каин и Авель – сразу разделились. Их выбор был различным, свою свободную волю они проявили совершенно по разному. Почему? 

О. Андрей: –  Да, и не скажешь, что Авель в хорошую школу ходил, а Каин в плохую. 

Лодочник:  – Это настолько сокровенное решение, которое принимается в такой сокровенной глубине разумного существа, – вот в этом его сокровенном богоподобном «я», что это совершенно недоступно разуму постичь, как это происходит. Ибо «я» человеческое выше его разума. Это – дух, это область духа. 

После эпохи Авраама наступает эпоха Моисея. Эпоха Авраама – эпоха формирования, взращивания народа веры, эпоха Моисея – это собственно жизнь и становление иудейского народа под Законом для того, чтобы могла родиться Богородица и мог бы воплотиться Спаситель. 

О. Андрей: –  Это тоже отдельная тема интересная. Вы  интересно сформулировали, что это – эпоха знания, возможность прямого знания Бога, следующая – эпоха вера. Продолжим тогда в следующий раз тему революции и веры, потому что здесь есть, о чем поговорить – и применительно к Библейской истории, и к современности, продолжая тему революции в истории и в истории нашей страны. Храни Господь.

Запись опубликована в рубрике Горизонты, Государство, Общество. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один ответ на “О природе революций

  1. Уведомление: Прописные истины. Часть 4. | В первой парадигме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *